ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЮЛО СООСТЕРА ДЛЯ ЖУРНАЛА «ЗНАНИЕ-СИЛА» — СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА
Блоги20.06.2022

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЮЛО СООСТЕРА ДЛЯ ЖУРНАЛА «ЗНАНИЕ-СИЛА» — СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА

Юло Соостер — одного из ярких представителей отечественного нонконформизма двадцатого столетия

Советская журнальная графика второй половины ХХ века — важная страница в истории, так как она представляет собой яркое явление в отечественном искусстве. В современном для нас мире главное место отведено новым формам аудиовизуальной культуры, таким как интернет и телевидение, но важно отметить, что печатная продукция до сих пор остается востребованной, в особенности журнальный жанр. Журнальная графика по своему облику и средствам художественной выразительности близка к книжной, но перед ней стоят иные задачи, а главная из них — это стимулирование заинтересованности и также привлечение внимания читателя.

Официальное искусство требовало от художественного произведения соответствия идеологическими установками соцреалистического метода. Работа в печатных изданиях давала бо́льшую свободу для творческого самовыражения. В начале 1960-х годов в советскую журнальную графику приходит новое поколение художников, ставших в последствие лидерами московского нонконформизма. Одним из таких художников был Юло Соостер.

Художник родился в 1924 году на хуторе Пенди в деревне Юхтри в Эстонии. Значение места рождения художника очень велико, так как главные образы-символы его позднего периода творчества — можжевельник и рыба — элементы природы, близкие для каждого эстонца. Жена художника Л. И. Соостер так отзывалась о творчестве супруга: «Юло был родом с острова Хийумаа — там много можжевельника, и Юло любил его писать. Когда он в первый раз показал мне такую картину, я была поражена, не могла понять, что это. Но потом привыкла, картины уже не казались мне странными, они похожи на эстонские пейзажи. Истинно эстонское искусство, родившееся в России.». В своих произведениях Юло Соостер наделяет простые объекты метафизическим смыслом.

График учился в Тартуской Высшей художественной школе «Паллас», которая во время Второй мировой войны была переименована в Государственный Тартуский институт искусств. Однако в 1949 году он был арестован по статье «враг народа» за принадлежность к антисоветской группе и был сослан в заключение в село Долинку под Карагандой.

Длительная лагерная жизнь в течение семи лет оставила четкий след в творчестве художника, и после освобождения художественная манера Ю. Соостера резко изменяется. Реалистическое изображение уходит на второй план, на смену ему приходит сюрреалистическая живопись со своей метафизикой образов.

Юло Соостер по праву считается московским художником, потому что его творчество в полной мере начинает раскрываться именно в Москве в начале 1950-х годов. Одно из важных элементов культуры «оттепели» становится сюрреализм, и его представителями в Москве стали Юло Соостер и Юрий Соболев-Нолев (поскольку художник более известен под фамилией Соболев далее — Ю. Соболев). Важно, именно Соостер обращает внимание Ю. Соболева на данное направление, и к 1960-м годам формируется неофициальное объединение художников под названием «Нолев ковчег». В то же время благодаря Юрию Соболеву в начале 1960-х годов Юло Соостер приходит на работу сначала в издательство «Знание», а чуть позже начинает активно сотрудничать с научно-популярным изданием «Знание-сила». Там дебютной работой художника стало иллюстрирование статьи И. Милютиной «Победитель карманных молний» для шестого номера журнала за 1964 год, где Ю. Соостером было исполнено несколько рисунков к тексту, посвященному электрическим зарядам.

Читайте также
По желанию автора комментарии к этому посту были отключены или скрыты
Больше статей