Технологии творчества в отечественной педагогике

Технологии творчества в отечественной педагогике

«Все творчески, иначе зачем?»
Время чтения: 5 мин

Технологии творчества в отечественной педагогике

«Все творчески, иначе зачем?»
Время чтения: 5 мин

1. ТРИЗ как способ поиска и преодоления технического противоречия.

Этой уникальной технике, которая получила признание в современной педагогике относительно недавно, чуть более 70 лет. Появление ТРИЗ в 1946 году было вызвано потребностью молодых советских изобретателей Генриха Альтшуллера и Рафаэля Шапиро ускорить изобретательский процесс и усилить творческое воображение. Поэтому ТРИЗ сам по себе не является строгой научной теорией, а скорее представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

К «несущим» конструкциям этой теории относятся три базовых понятия:

  • проблема неясного выбора методов решения (изобретательская ситуация);
  • противоречие в системе разрешения изобретательской ситуации (изобретательская задача);
  • пошаговая творческая программа в качестве алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.

К преимуществам ТРИЗа стоит отнести его необычайную актуальность в условиях современного «открытого» образования с его задачей научить ребенка самостоятельно определять для себя индивидуальную траекторию развития и добывать знания. Акцент ТРИЗ на поиск новых инновационных способов решения задач «открытого» типа как нельзя лучше отражает принцип современного образования — «от ученика знающего к ученику умеющему». Ключевой гуманистический принцип ТРИЗа — «к творчеству способны все и ему, как и любой деятельности можно учиться» - обеспечил успех и признание за рубежом, в крупнейших странах, появление множества школ и последователей, а научные труды ее основателя переведены на множество языков.

Основная критика данной теории сводится к тому, что она позволяет лишь улучшить и рационализировать существующие технические процессы, но не приводит к глобальным открытиям, изменениям. При всей проработанности теоретической базы ТРИЗ не дает четких механизмов перехода от изобретательской ситуации к изобретательской задаче, от проблемы к противоречию — лишь широкий формальный набор постоянно устаревающих приемов разрешения противоречий.

Больше информации тут:

Г. С. Альтшуллер «Третье тысячелетие»

Г. С. Альтшуллер «О психологии изобретательского творчества»

2. Коллективно творческое дело как технология воспитания общественного творчества.

Данная не менее интересная и известная педагогическая технология появилась на 10 лет позже. В 1956 году в Ленинграде под руководством И. П. Иванова создается творческая группа педагогов, которые организовывают школу районного актива старшеклассников (комунна юных фрунзенцев). Главным содержанием работы школы стала забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Методика КТД как «педагогика общей заботы» вышла за пределы молодёжного движения и стала полноценным современным социальным движением.

К «несущим» конструкциям этой технологии относятся следующие понятия:

  • самостоятельный и инициативный ученик;
  • коллектив;
  • творческая коллективная деятельность;
  • социальная направленность деятельности.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению в игровой и состязательной форме. Совместная деятельность детей и взрослых состоит из 6 этапов — от замысла до оформления результатов КТД. Все члены группы на равных участвуют в непрерывном поиске лучших решений при планировании и анализе, вносят вклад в создание качественного социального продукта.

К сильным сторонам данной технологии безусловно относится учет разницы среди детей их потенциальных и реальных возможностей. То есть такие сложнопрогнозируемые концепты в педагогике, как возраст, личный опыт, темперамент, характер, воспитание, нивелируются при подготовке какого-либо дела соответствующим распределением ролей участников КТД на организатора, генератора идей, участника, участника-организатора. Также стоит отметить использование таких сильных и эффективных ресурсов в педагогике как ярко выраженная субъективная позиция участника КТД и использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

Несмотря на весомые аргументы за и ее оптимальную форму для организации проведения всевозможных детских лагерей, данная методика имеет ряд ограничений. В частности КТД мало эффективен в условиях одновозрастных и кратковременных групп, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики. Главный же недостаток заключается в том, что данная методика работает эффективно только в обязательной совокупности всех 4 «несущих» конструкций: мотивированный ученик, коллектив, его творческая социально ориентированная деятельность. В готовом виде, «сверху» организовать КТД невозможно, как и использовать ее отдельные базовые элементы. Соответственно, эта глубоко субъективная эмоционально окрашенная деятельность не имеет объективных материальных практических стимулов для участия и четких критериев оценивания конечного результата. Тот случай, когда процесс важнее результата.

Больше информации тут:

И. П. Иванов «Воспитание общим делом»

И. П. Иванов «Коллективное творческое воспитание»

3. Уроки творчества как способ выявления и развития творческих способностей.

Примерно в это же время в обычной подмосковной школе учитель труда, рисования и пения И. П. Волков в самых обычных классах, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он приходит к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными задатками и способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П. Волков взял следующие:

  • знания как фундамент творчества;
  • строгий отбор и многократное повторение учебного материала;
  • наличие творческой образовательной среды в виде творческих комнат;
  • контроль и обучение под руководством взрослого;
  • индивидуальный подход при наличии разнообразия;
  • фиксация конечного результата творческой деятельности в творческих книжках и дневниках.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате которых создается любой творческий продукт.

К «преимуществам» данной технологии можно отнести метапредметное содержание уроков и разделение всего линейно-временного курса обучения на блочно-параллельную структуру учебного материала (в любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года независимо от успеваемости или развития и установить свой ритм работы — систематически или «через раз»). Также стоит отметить освоение на практике нескольких видов труда и определение по сути своих профессиональных предпочтений (современная профориентация). И, наконец, полное погружение в творческую деятельность за счет творческих комнат любого типа, определения оптимальной для себя схемы обучения (современные формы обучения) и обратная связь (рефлексия) в виде практического наглядного результата труда.

Критические замечания касаются того факта, что успехи И. П. Волкова обеспечиваются не приобщением учащихся к творчеству, а тем, что творчество в какой-то мере приводит к реализации вышеназванных принципов, даже тогда, когда не имеешь о них представления. «Я делаю, но говорить не умею» — многие практические аспекты уроков творчества опередили и/или определили современное теоретическое обоснование развития личности ребенка через творчество.

Больше информации тут:

И. П. Волков «Учим творчеству»


В заключении хочется обратить внимание на синхронность возникновения представленных трех отечественных новаторских технологий в СССР середины XX века. Единая образовательная система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности явилась в какой-то степени реакцией на смерть И. В. Сталина и смены парадигмы в образовательной политике советского государства. Напомню, что тогда же в 50-е годы прошлого столетия появляются:

  • «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»; (текст закона)
  • 11-летка вместо бывшей 10-летки;
  • соединение обучения с общественно полезным трудом учащихся объявляется обязательным принципом школьного образования.

Согласитесь, не случайные совпадения для признания творческого начала в педагогике. При этом данная система развивающего обучения с помощью развития творческих качеств у учащихся достаточно актуальна и органична для современного школьного образования. Так, к примеру, все три новатора:

  • говорят о создании специальных условий для повышения качества обучения с помощью творческой деятельности уже в младших классах;
  • признают профессиональные знания в качестве важнейшего элемента творческого начала;
  • упоминают об индивидуальном подходе к личности ученика и соблюдении четкого алгоритма в творческой деятельности;
  • признают творчество ученика как эффективнейший способ достижения образовательных результатов.

Различия между ними заключается в понимании самого конечного результата творческой деятельности: Г. С. Альтшуллер видел его в активизации воображения для разрешения противоречий, И. П. Иванов — в процессе совместной социально значимой деятельности, а И. П. Волков — в саморазвитии ученика.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей