Написать в блог
Школа как культурное образование

Школа как культурное образование

Парадигма ФГОС и прикладные аспекты философии
Время чтения: 1 мин

Школа как культурное образование

Парадигма ФГОС и прикладные аспекты философии
Время чтения: 1 мин

С.И. Гессен в своей работе «Ввведение в прикладную философию. Основы педагогики» чётко и логично отразил позиции, которым должна была соответствовать школа начала XX века. Философ и педагог в одном лице говорит о необходимости той или иной дисциплины, говорит о её важности и даже приводит примеры и доводы, например, вспоминая опыт древнегреческих школ или особенности школы Монтессори.

Особое внимание Гессен уделяет педагогической работе Льва Толстого. В пересказе, прослеживается рефлексия и переоценка опыта удачного и неудачного, но приближенного к народу. Оба философа говорят о том, что необходимо формировать личность ребёнка. Они тогда не могли подумать, что этот аспект будет отражён уже в XXI веке в нормативном документе ООП.

Нельзя поспорить, что педагогический опыт, является индивидуальным. Его невозможно воспроизвести с высокой точностью другому учителю, потому что в ходе образовательного процесса человек воспроизводит своё видение не только в плане предмета, но и в плане жизни. Опыт можно перенять, можно следовать идеалу, который возводит перед собой человек (если такой имеется).

В ООП прописаны личностные результаты, которые должны быть сформированы у выпускника. Личностные результаты есть суть личности ребёнка, есть интрапсихический мир, интеграция его духовных ценностей. Это то, что является предметом прикладной философии. Как бы критически не относились мы к ФГОСу, однако он устанавливает на нормативном уровне то, о чём писали великие русские мыслители. Функция учителя не заключается только в предметной области, она имеет более высокую цель. Эта цель сложная, она заключается в интериоризации культурных ценностей, основ нравственности и принципах свободы, но только через готовность учителя к реализации прикладной философии (к передаче своей картины миры, своего культурного и нравственного опыта).

Культура, как безусловный фактор нравственного становления, подразумевает в первую очередь — запрет. Окультуривание — подобно лепке. Лепят родитли, лепит педагог, лепит общество. Но без этого факта, невозможно повлиять на личность ребёнка.

Пункт «личностные результаты» только напоминает учителю о его высшей цели. И одно дело быть равнодушным к этому, а другое, когда учитель берёт на себя ответсвенность перед будущем неокрепшего подростка и перед будущем нашего общества.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей