Экология в современном искусстве
Блоги24.08.2020

Экология в современном искусстве

Источником вдохновения для деятелей искусства часто становятся проблемы и вызовы времени, в котором они живут. Через свои произведения они выражают эмоции и переживания по поводу происходящего в их эпоху, вкладывают в искусство выводы, которые сделали сами и хотят донести до других.

Две мировые войны, революции, ядерная энергетика, покорение космоса — эти значимые события 20 столетия оказали огромное влияние на смысловую наполненность искусства прошлого века. Благодаря им произведения литературы наполнились размышлениями о человеческой жизни и природе времени, мечтами о колонизации других планет. В изобразительном искусстве произошла настоящая революция — появился абстракционизм, многие художники отказались от традиционных ценностей и начали поиск новых смыслов.

Со второй половины 20 века в культуру и искусство начала проникать экологическая повестка. Среди знаковых с этой точки зрения произведений — книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна» 1962 года. Она посвящена вреду ДДТ — пестицида, который широко применялся в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми. Это вещество накапливается в тканях организма, аккумулируется в пищевых цепях, влияет на репродуктивные функции и обладает канцерогенным воздействием. ДДТ токсичен и опасен для животных и человека. Название книги отражает основной посыл произведения — представьте, что утром вы выходите в сад и не слышите пения птиц, исчезнувших из-за отравления пестицидом. После привлечения внимания общественности к проблеме и проведения дополнительных исследований применение ДДТ было запрещено.

В 70-х годах перед вниманием мирового сообщества стала обозначаться проблема экологического кризиса. Доклад Медоуза «Пределы роста», вышедший в 1972 году, был первым громким заявлением и предостережением, что ресурсы планеты конечны. Сценарии будущего, предсказанные при различных темпах роста населения, развития промышленности и роста объемов загрязнения напугали людей. Вокруг работы Медоуза возникло огромное количество дискуссий, многие обвиняли модель в неточности и необъективности. Тем не менее роль «Пределов роста» огромна — этот доклада привлёк внимание к проблеме и вызвал общественный резонанс.

Примерно так выглядит прогнозирование на модели Мир-3: вводятся начальные данные и скорость изменения величин (население, ресурсы, производство, загрязнение), а модель предсказывает изменение этих параметров в будущем. Источник: http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3660

К 2020 году возросла не только актуальность вопросов защиты окружающей среды, но и осведомлённость людей о проблеме. Поэтому сейчас крупные музеи мира посвящают целые выставки проблемам экологии и устойчивого развития.

С июня по декабрь 2019 года в Москве в музее современного искусства «Гараж» проходил масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100». Выставка объединила работы художников со всего мира и занимала всё пространство музея. Указанные в названии даты отсылают к двум временным рубежам из области научно-популярного знания и классики научной фантастики. В 2030 году, согласно многим прогнозам (в частности, эколога и демографа Пола Эрлиха), будут исчерпаны мировые запасы нефти. 2100 год — дата, которой писатель-фантаст Артур Кларк обозначил возможность заселения человечеством других планет и достижения бессмертия (книга «Черты будущего»).

Таким образом, философия выставки была посвящена промежутку времени в будущем между осознанием людьми конечности ресурсов планеты и той степенью развития технологий, когда станет возможна колонизация других планет. Название, с одной стороны, отражает неточность всех прогнозов и недостаточность знаний человечества для точного прогнозирования. С другой стороны, оно напоминает, что будущее напрямую зависит от действий, которые принимает сейчас мировое сообщество.

Экспонаты выставки были призваны донести две основные идеи. Во-первых, охрана окружающей среды превратилась в глобальную и остро стоящую проблему, а потому должна учитываться при принятии решений на всех уровнях. Во-вторых, экологические аспекты присутствуют во всех сферах человеческой жизни, а благополучие человека неразрывно связано с благополучием окружающей среды. Работы художников были посвящены широкому спектру экологических проблем: загрязнению океана пластиком, исчезновение пчёл, загрязнению воздуха в городах, эксплуатации животных, экологическим катастрофам, а также вопросам осознания человека в окружающем мире. Во время работы экспозиции было много встреч с деятелями культуры и искусства, лекций, обсуждений и кинопоказов, посвящённых проблемам экологии.

На фотографии — один из экспонатов выставки. На тарелках — портреты мировых лидеров и их высказывания об экологии и защите окружающей среды. Тарелки поместили на открытое пространство в крупных городах мира, изображения получили в результате оседания частиц загрязненного воздуха на поверхности. Источник:  https://cetre.ru/category/news/otkrytie-vystavki-gryadushchiy-mir-ekologiya-kak-novaya-politika-2030-2100-

При организации выставки сотрудники Музея использовали архитектурные конструкции от предыдущих композиций, для снижения углеродного следа от транспортировки часть работ воссоздавали по инструкциям художников, вместо печатных буклетов создали цифровой каталог. Сейчас сотрудники «Гаража» планируют провести оценку экологического следа от деятельности музея, чтобы затем скорректировать политику потребления, определить приоритеты работы и создать программы поэтапного внедрения практик устойчивого развития во всех видах деятельности. В музее осуществляется раздельный сбор отходов, в кафе вместо пластиковых трубочек — макароны, контейнеры и приборы для еды навынос сделаны из сахарного тростника и кукурузного крахмала. Вся продукция в кафе, сделанная из бумаги, соответствует экологическим стандартам, а за покупку напитков свою тару есть скидка 30%. Также «Гараж» принимает участие в международной акции «Час Земли».

С января по июль 2020 года в музее современного искусства «Киасма» в Хельсинки проходит масштабная выставка «Прогноз на будущее». Она затрагивает вопросы многогранности взаимоотношений человека и других существ в нынешнее время, когда изменение климата и массовое вымирание угрожают жизни на Земле. Работы художников не только призывают обратить внимание на проблемы, возникающие в результате изменения климата, как, например, уничтожение традиционного образа жизни коренных народов севера, но и по-новому посмотреть на взаимодействие с объектами и процессами окружающего мира. У музея также есть экологические инициативы, например, билеты можно сдать на переработку после осмотра экспозиции.

Даже музеи, которые не выставляют произведения современных художников, ответственно подходят к вопросам сохранения окружающей среды. В галереях по всему миру внедряют раздельный сбор отходов, переходят на энергосберегающие технологии, стараются ответственно подходить к потреблению и утилизации материалов, которые используют при организации выставок.

В конце концов, именно экологическая повестка — самая универсальная в современном мире. Она объединяет людей вокруг одной большой общей проблемы, решению которой способствуют как глобальные действия, так и ежедневный выбор каждого человека.

Адиля Шакирова

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей