Написать в блог
Про юмор

Про юмор

Время чтения: 3 мин

Про юмор

Время чтения: 3 мин

Как раз читаю книгу по теории литературы о проблемах комического и поэтому размышляю над вот этим текстом, случайно попался на Меле.

Интересен он тем, что автор ставит цель написать смешно. Использует приемы создания комического эффекта. Однако сочетание этих приемов вместо веселья даёт эффект несколько неожиданный.

Прием первый. Способ повествования

Автор собирает множество мелких событий из своей жизни, воспоминания детства, рассказы о маленькой дочке, семье, и вообще все подряд. Будучи описаны в иронических красках, в эту пёструю смесь попадают все неотфильтрованные ассоциации, которые у автора вызывает тема отношений педагога и родителя. Если вдруг на ум придет пупок Киану Ривза — в тексте он и появится, с пупком. В компании космического богомола.

Эта смесь похожа на лёгкую болтовню, когда без особенных логических зацепок по воле свободной ассоциации можно небрежно в разговоре скакать с темы на тему, (то про чип в мозгу, то цитату из Довлатова) — и получается что-то вроде словесного винегрета.

Такой «словесный винегрет» можно счесть приемом речевой характеристики, с помощью которого автор текста рисует персонаж — рассказчика (точнее, рассказчицу) забавный шарж на самое себя. Симпатичный образ. Несколько несобранный в мыслях человек, рассеян, рассредоточен, пытается говорить обо всем одновременно, не очень следя за логическими переходами.

Читать это смешно, потому что мы подразумеваем, что рассказчик умеет говорить последовательно, обычно, логично, скучно. Как все мы. Но он более остроумен и ярок — скачет с темы на тему потому что шутит. Мы воспринимаем это именно как прием создания комического эффекта.

Однако в сочетании с фабулой этот комический прием внезапно теряет заряд юмора. Вдруг оказывается, что рассказчик не шутит, он просто не в состоянии остановиться и сосредоточиться на одной теме даже если не настроен шутить.

Прием второй. Фабула (смешные события)

Фабула истории: русская мама встречается с воспитателем в голландском детском садике. Воспитатель подозревает, что ребенок плохо себя ведёт — обзывается словом «бибидашка». Мама должна объяснить, что бибидашка — это Чебурашка.

Сама по себе история могла быть забавной. Логичный и последовательный рассказчик, который внезапно растерялся и не смог объяснить великий и могучий культурный концепт Чебурашка — это смешно. Но у нас-то рассказчица, которую несёт вольный ветер ассоциаций. Рассказчица продолжает перескакивать с одной детали на другую, рефлексирует, представляет как она выглядит со стороны, что о ней подумают; лепечет, что это зверёк, его нашли в апельсинах, то есть не зверёк, а непонятно кто, он и сам этого не знает и хочет выяснить; отвлекается на включенный таймер — и в результате ничего так и не может внятно объяснить. Не может оправдать собственного ребенка, как ни пытается. А ребенка, между прочим, за проступки наказывают.

И происходит неожиданный поворот: прием повествования, который только что давал комический эффект и обнаруживал блестящее остроумие рассказчика, теперь начинает изображать его, рассказчика, мягко говоря беспомощность, неспособность собраться и обьясниться. Веселье и юморной настрой текста не спасает даже самоирония. Она здесь исправно, как всегда и почти везде вызывает сочувствие. Метания мамы в поисках сути Чебурашки описаны иронично, но смеяться над ними как-то уже неправильно.

Вообще непонятно, а что с текстом произошло, куда веселье-то делось?

А это сработал не нами открытый литературный и сценарный прием: «мы думали, что персонаж шутил, а оказалось — нет». Вот диалог построенный на нем (из одного телешоу):

 — Я очень глупая.

— Нет, что ты, это не так.

— Не успокаивайте, я знаю, что глупая. Мой отец сказал, что у меня Айкью как у планктона, а я обрадовалась.

— Ахаха! Вот видишь, как остроумно ты шутишь!

— Но я действительно обрадовалась…

— Гм…

— Это смешно?

— Нет…

Здесь сценарист начинает с шутки, но использует юмор, чтобы затем вызвать сочувствие к персонажу, более глубокие и более сложные чувства. Становится даже немного грустно. (Это из «Доктор кто», «Тишина в библиотеке», спойлер -очень трагичная история :).

Что же произошло в тексте, который мы анализируем: нам показали блестящий ум, который отсутствие логических переходов между частями текста превращает в форму остроумия. Как только мы настроились расслабиться и от души посмеяться, тут же этот ум попадает в затруднительную ситуацию, и то, что казалось остроумием, больше таковым не кажется, отсутствие ясности, краткости, четкости и точности изложения становится недостатком. А человек-то добрый, а человек-то пытается держаться до последнего, а человек-то старается. И смеяться над ним как-то совсем неправильно. А смеяться вместе с ним… досада мешает. Блин, несколько слов связать не сумел, а ещё рассказчик называется.

В общем, автор сам того не желая и не подозревая заставляет читателя испытывать к персонажу более сложные чувства, чем автору хотелось. Но автор перемены тона повествования не ощущает.

И рассказчица, миновав фабульный узел, снова пытается легко, весело и сумбурно шутить, его комментируя. Щебечет о человеке из интернета в костюме травы, про незнакомую нам Людмилу Жоресовну, которая только тем боком и пришлась к разговору, что тоже учительница, про никому не ведомого Павлика, он-то как сюда попал? Сосредоточься, ты только что собиралась отрепетировать речь про Чебурашку, ради своего ребенка. Какое тебе и какое мне дело, что в конце концов этот никому не известный Павлик почему-то оказался засранцем?

И что мне, читателю, делать со всеми этими сложными отношениями и чувствами к персонажу, которые автор, как ученик чародея, сумел вызвать, но которые ему совершенно не нужны?

Вообще юмор — это не только про веселье. Диккенс с юмором может описать даже смерть персонажа, выстраивая ряд комических приемов — иронию, гиперболы, сарказм, преуменьшение — чтобы в конце фразы заставить читателя буквально разрыдаться.

Такая вот интересная тема для наблюдений и анализа — юмор в литературе. А вы что думали? Хиханьки-хаханьки? :)

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей