Написать в блог
«Дизайнерам необходимо рисковать и уметь ошибаться»

«Дизайнерам необходимо рисковать и уметь ошибаться»

Время чтения: 7 мин

«Дизайнерам необходимо рисковать и уметь ошибаться»

Время чтения: 7 мин

Профессор Эшли Холл, руководитель программы «Инновационный дизайн и инжиниринг» в Королевском колледже искусств (Великобритания), в своем выступлении в Сколково обозначил основные вызовы, которые сегодня стоят перед дизайном, и рассказал о нескольких экспериментах, которые они в течение учебного года провели со студентами. Мы законспектировали основные выводы и данные о проектах.

Дизайн-повестка в эпоху глобализации

Сегодня мы наблюдаем феноменальный рост культуры дизайна, но прогрессирующая глобализация снижает уровень разнообразия продуктов. Как следствие, смешиваются национальные языки дизайна, сегодня у производителей не получается создать достаточный уровень диверсификации.

Это подталкивает дизайн к тому, чтобы экспериментировать с культурным трансфером идей, расширять креативное пространство и стимулировать разнообразие мышления у нынешних студентов.

Дизайн устаревает на глобальном уровне, потому что мы живем в эпоху технологий и мгновенного обмена информацией. У этого есть преимущества: продукты становятся более универсальными, и мы знаем, чего ожидать; дизайн становится невидимым, и с его помощью мы можем влиять на поведение людей.

Дизайн ради безопасности как вклад в будущее

Дизайн — это функция, которую можно использовать для сохранения жизней. Этот подход основан на анализе данных и решении существующих задач. Часто это могут быть очень привычные вещи, требующие совершенно нового взгляда. Современная культура создает риски, которые провоцируют технологии, поведение людей и возможности машин. В большинстве случаев задача дизайна будущего — это думать обо всем окружении и всех его аспектах при проектировании продуктов. Например, наш мобильный телефон подключается к 200 серверам каждый час — весь этот объем информации путешествует по миру, и мы совершенно не знаем, как она используется. И это большой вопрос для дизайна и для безопасности пользователя.

Решение для лестницы, не менявшейся 300 лет

Фонд Lloyd’s Register Foundation управляет большей частью активов Регистра Ллойда — крупнейшего классификационного общества в мире. Они зарабатывают тем, что обмеряют корабли. Сотрудники компании в своей работе сталкиваются с огромным количеством вопросов безопасности, но они никогда не обращались к помощи дизайна, для того чтобы решить их. Фонд попросил нас проанализировать и выделить те части дизайна и инженерии кораблей, которые нуждаются в инновациях. В исследованиях и работе над проектами принимали участие 32 студента нашего колледжа. В мультидисциплинарных командах были архитекторы, дизайнеры сервисов, скульпторы, исследователи, инженеры.

Переход с одного корабля на другой — ежедневная часть работы корабельных пилотов. Они пересаживаются на грузовые судна с маленьких лодок, с тем чтобы помочь им безопасно пройти в порт и доставить грузы в целости. Лестница, по которой взбираются моряки, сделана из дерева и веревок, и ее конструкция не менялась около 300 лет. Только в Британии из 100 000 случаев около 15-20 имеют серьезные последствия. В условиях Севера, где температура может быть минусовой, это не самый удобный и совсем не безопасный путь. Если человек сорвется, то он умрет от переохлаждения — в воде северных морей нельзя выдержать больше 5 минут. У пилотов нет выбора: середина ли ночи, холод, шторм — им нужно оказаться на соседнем корабле. Именно здесь дизайн может изменить ситуацию. В Лондоне происходит около 30 000 трансферов каждый год, и если бы этого не происходило, то еды в городе хватило бы на 3 дня, а топлива — на 4. Так что пилоты должны использовать самое безопасное оборудование из возможных.

Наше решение базировалось на том, что мы изучили главные сложности и ошибки существующей лестницы, сделали легкий и простой в обращении прототип с помощью компьютерного моделирования и напечатали его на 3D-принтере. Возможно, это самая лучшая из когда-либо созданных лестниц для корабельных переходов. Единый блок из композитных материалов позволяет крутить его во все стороны. Плюс мы добавили кросс-замок, который делает крепление лестницы максимально прочным, потому как неверная установка лестниц может привести к падению системы на пилотов. 40% процентов несчастных случаев происходит потому, что ломается именно крепеж.

Еще одна проблема морской и корабельной индустрии в том, что моряки не любят рассказывать о своих слабостях, они не дают обратной связи, которая так важна для дизайна и проектирования. Часто они живут в парадигме: «Мой дед и мой отец делали это, значит, и я смогу». И тут мы работали не только с тем, чтобы создавать объект, но и проектировать поведение людей и доверие к объектам. Дизайн становится решением, когда мы создаем его в ситуации вызова — меняющаяся динамика, внешние факторы, погода, фокус и концентрация человека. Это делает работу интереснее и значимее.

Темза — безопасная река

Второй большой задачей, над которой мы работали со студентами, был запрос от Royal National Lifeboat Institution (RNLI) — сделать Темзу самой безопасной рекой к концу 2030 года. Численность населения Лондона с 2016 года по 2036 год увеличится на 24%. Многие из горожан используют реку, чтобы добираться на работу, как место для отдыха и прогулок. В 2015 году 245 человек были спасены из реки, 300 человек пробовали совершить суицид, 20 из них спасти не удалось. Исходя из этой статистики, практически каждый день 1 человек спрыгивает с моста или с берега реки. Специалисты Royal National Lifeboat Institution предпринимают массу усилий, чтобы спасать жизни. Чаще всего они добираются до человека в течение 5 минут, что дает возможность утопающему выжить. За всю их историю они спасли больше 100 000 человек.

На основе своих данных они сделали отчет, который прогнозирует будущие взаимоотношения реки и горожан. В нем есть два вида вызовов. Первый — это люди в состоянии алкогольного опьянения, которые падают в реку или прыгают в нее намеренно, это 1 или 2 человека в день. И второй — это несчастные случаи, которые происходят, быть может, раз в десятилетие или раз в 20 лет, когда в воде одновременно оказываются много людей. Также серьезными по силе угрозами являются большие штормы или наводнения, когда река выходит из берегов. Типы будущих рисков различны, поэтому дизайн-решения должны быть разными.

Робот Ellie

Самая востребованная во всем Соединенном Королевстве станция спасательных лодок находится посередине реки Темзы. Спасатели каждый день вытаскивают людей из воды. Обычно между оповещением об утопающем и прибытием команды проходит около 5 минут. Зимой вода в Темзе настолько холодная, что меньше чем за 5 минут люди теряют контроль над своими руками и ногами и уже не могут схватиться за веревку или за решетку моста, чтобы выжить, в теле нет сил.

Мы создали робота Ellie, который уже был протестирован на практике. Робот может патрулировать берега реки, заряжаясь от солнечного света, и с помощью ряда сенсоров и датчиков может определить нахождение человека в воде. Он умеет плавать и отправляется к утопающему не один, а с группой роботов. Они окружают человека и немного приподнимают его из воды. Плюс вокруг себя они создают небольшое количество света, чтобы легче было обнаружить человека в воде, и отдают тепло за счет системы, которая работает автономно, что помогает человеку дольше продержаться на плаву и дождаться, пока его спасут.

Моделирование поведения и невидимый дизайн

Мы анализируем поведение людей около реки, понимаем, какие опасные ситуации они создают, и изучаем то, как они себя в них ведут. Меняя форму берега реки, мы можем отвести людей от воды, создать защитные барьеры, также устанавливать сенсоры и звуковые сигналы, оповещающие о том, когда человек упал за борт. Эти системы работают за счет облачных технологий, сенсорных установок на берегах и данных о локации от мобильных операторов. Такие эксперименты позволяют проектировать так называемый невидимый дизайн, менять поведение людей и то, как они реагируют на сложные ситуации.

Все меняется — технологии, поведение людей и даже их реакции. В разных частях мира люди по-разному реагируют на опасности. Для нас было интересным открытием, когда мы поняли, что для спасения жизней нужно брать риск. Это противоречие позволяет находить решения — когда ты делаешь проекты для обеспечения безопасности, обычно стараешься быть очень осторожным и ответственным в том, какое дизайн-поведение ты выбираешь. А вот когда ты идешь по пути риска, ты можешь предложить действительно сильные решения. Важно быть смелым!

Прививка к риску через игру

Gamefication — процесс, который сейчас часто используют в обучении. В ходе работы над проектом превращения Темзы в безопасную реку профессор Холл и его студенты учили детей-школьников тому, как поступать, если они попали в реку, — оставаться спокойным и пытаться плыть на спине. В ходе эксперимента стало понятно, что, показывая детям возможный риск, можно сформировать осознание того, что из этой ситуации можно выбраться и это позволит им чувствовать себя комфортнее в реальной ситуации, если она вдруг произойдет. И это тоже пример решения проблемы безопасности.

Необходимость делать вещи неправильно!

Необходимость делать вещи неправильно часто приносит больше опыта, чем успешное выполнение задачи. Огромное количество по-настоящему гениальных людей позитивно относились к провалам. Слова и опыт многих великих людей это подтверждают.

Кен Робинсон: «Если ты не готов к тому, чтобы проваливаться, ты никогда не будешь оригинальным».

Уинстон Черчилль: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма».

Сэмюэл Беккет: «Попробуй еще. Провались еще. Провались лучше».

Это и есть секрет инноваций — чем больше мы проваливаемся, тем быстрее мы растем. Парадигма сегодняшнего образования основана на том, что все боятся провалиться, потому что получат плохие оценки и учитель упрекнет их. И мы очень долго продвигали эту идею, что только успех даст возможность быть оцененным. А на деле: чем больше проваливаешься, тем лучше становишься. Именно неудачи лучше всего показывают результаты.

Некоторые из наших студентов получают стипендии, поэтому им нужны хорошие оценки и все они очень стараются. Они избегают того, чтобы брать на себя риск, не могут отважиться экспериментировать. В эксперименте мы поставили задачу, что чем лучше ты проваливаешься, тем больше твоя оценка. Все дизайн-эксперименты должны были привести к провалу, только так можно было сдать экзамен. И вот они все оказались в мире, где каждый должен провалиться, чтобы преуспеть.

Креативный процесс требовал того, чтобы они чувствовали себя комфортно в провале, чтобы создать механизм, когда они перестали бы бояться ошибаться. За две недели студенты сделали огромное количество работы, они провели эксперименты — 15, 20, 30 экспериментов и провалов.

После того как мы спросили об обратной связи, то основное, что мы услышали:

  • »…ты начинаешь чувствовать себя комфортно, когда имеешь дело с неизвестным»;
  • »…если ты знаешь, куда идешь, это не инновация»;
  • »…многие дизайнеры не идут по одному и тому же пути дважды, мир меняется,
  • технологии меняются, креативный процесс должен быть в ритме этого всего»;
  • »…продуктивность и вовлеченность повышаются, когда ты меняешь парадигму»;
  • »…«провал» было неверным словом, потому что я получил ценные рекомендации».

Анализируя эти ответы, можно сделать вывод, что если ты хочешь быть инноватором, ты должен быть хорош в провалах, ты должен их практиковать, только тогда ты найдешь лучшие решения. И как я уже говорил — нужно брать на себя риски, только это позволит сделать дизайн более мощным и безопасным. Уверенность и сомнение — эта комбинация идеальна для дизайна, мы должны знать, когда задать вопросы самим себе, как настоять на своем, если это нужно.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей