Написать в блог
Об истории грудного вскармливания в России. Часть #1

Об истории грудного вскармливания в России. Часть #1

Время чтения: 5 мин

Об истории грудного вскармливания в России. Часть #1

Время чтения: 5 мин

В данном материале сделана попытка описать, как на протяжении последних ста лет в нашей стране менялись представления о правильном вскармливании и уходе за младенцами.

Дореволюционный период

Несмотря на то, что источники информации о том периоде достаточно скудные и немногочисленные, очень интересно уделить внимание тому как был организован уход за младенцами до революции 1917 года. Стоит заметить, что и после образования СССР приблизительно до сороковых годов двадцатого века были сильны сложившиеся веками тенденции по уходу за детьми, несмотря на нововведения.

В материалах всемирной недели грудного вскармливания «История грудного вскармливания» описывается, что в одних губерниях молозиво считалось полезным и ребенка прикладывали сразу к груди, а в других губерниях придерживались мнения, что молозиво неполезно для младенца, поэтому женщины сцеживались, и младенец в первые дни сосал тряпочку, в которую был завернут либо жеваный хлеб, либо каша с сахаром. Так же существовала традиция начинать грудное вскармливание после крещения младенца. Вышеописанные подходы, безусловно, влияли на высокую смертность младенцев.

Крестьянки кормили грудью примерно до достижения ребенком полутора или двух лет, это зависело от количества Рождественских и Великих постов за период. Считалось, что необходимо продолжать грудное вскармливание два или три поста. Можно сделать вывод, что режим был адаптирован под цели взрослых членов семьи и никакого специального отношения к потребностям ребенка не было.

По поводу прикорма можно сделать вывод, что его вводили рано, начиная с нескольких недель жизни младенца. Обычно первым продуктом было коровье молоко и каша на пшеничной муке или из молотого пшена. Ребенок начинал питаться самостоятельно из бутылочки, сделанной из рога коровы, на конец рога одевался сосок коровы, ложки не использовались. Поэтому можно сделать вывод, что в крестьянской среде не существовало исключительного грудного вскармливания даже в первый месяц жизни, и это было обусловлено экономическим фактором, матери необходимо было продолжать работать. Важно отметить, что когда мать работала, то с младенцем оставался тот представитель семьи, который не участвовал в зарабатывании денег.

Практиковался совместный сон и укачивание младенца. У крестьян практиковалось пеленание младенцев приблизительно до полугода, это объяснялось тем, что ребенок будет лучше спать и его конечности станут прямыми.

В дворянской среде, женщины традиционно пользовались услугами кормилиц, существовало два варианта — когда ребёнка отправляли к кормилице и когда кормилицу селили в доме, в любом случае деревенские традиции очень сильно влияли на организацию ухода за младенцами.

В 1913 году было организовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчеств, которое создал врач педиатр К. А. Раухфус. Попечительство протежировала императрица Александра Федоровна, главной задачей организации была борьба с высоким уровнем младенческой смертности в России. Попечительство издавало различные брошюры, в которых польза самостоятельного грудного вскармливания, объяснялась тем, что единство матери и младенца обусловлено самой природой. Можно назвать следующие материалы: брошюры профессора П. С. Медовикова «Причины детской смертности», «В чем должна состоять борьба с детской смертностью»; Б. П. Бруханского «Борьба с детской смертностью и роль попечительства в этой борьбе»; З. О. Мичник «Руководящие указания по организации просветительного патронажа над грудными детыми» и многие другие. Специалистом в области статистики С. А. Новосельским был подготовлен труд «Смертность детей до года в 50 губерниях Европейской России за 10 лет (1900–1909 гг.) «. Однако в тех же руководствах давались рекомендации и о том, как правильно выбрать кормилицу.

Появление данного общества можно рассматривать, как первую попытку централизованного влияния на изменение практики ухода за младенцами. Как видно уже из названия вышеперечисленных публикаций его главной задачей являлось санитарное просвещение с целью уменьшения детской смертности.

Однако, в пропаганде грудного вскармливания среди женщин, принадлежащих к привилегированным классам, которые традиционно пользовались услугами кормилиц, можно увидеть влияние набиравших тогда популярность идей Ж-Ж. Руссо и др.

Медицинские рекомендации по уходу за ребенком были следующие: кормление по режиму, раздельный сон. Укачивание и вообще нахождение младенца на руках, и использование соски и пеленание считалось вредным.

В столичных городах Москве и Санкт-Петербурге часто кормилицами были незамужние родившие женщины, которые оставляли детей в воспитательных домах, где те часто погибали из-за отсутствия надлежащего питания и материнской заботы.

1917-1930 — период революционных преобразований и строительства советского государства.

В 1920-х годах появилась государственная программа по улучшению качества жизни матерей и детей и появились первые общие рекомендации по уходу за младенцами.

Революция 1917 года в России принесла с собой не только радикальное изменение экономической и политической системы, но и масштабные социокультурные изменения, захватившие и такие, казалось бы, совершенно далёкие от политики сферы, как семейные отношения. Необходимо отметить, что в дореволюционной России, как и в большинстве других стран, основным институтом, регулировавшим семейные отношения, являлась религия. Патриархальная семья строилась на таких моральных постулатах как осуждение добрачных сексуальных связей, нерасторжимость брака, чёткое разделение ролей мужа и жены, главенство мужа и полное подчинение детей родителям. И хотя вполне правомерно поставить вопрос насколько в дореволюционной России ХIX-начала ХХ люди, принадлежащие разным слоям общества, руководствовались принципами религиозной морали и насколько отношения в семье им соответствовали, всё же следует признать, что модель патриархальной семьи продолжала оставаться единственным ориентиром, с которым соотносились все отклонения.

Разрушив церковь, как общественный институт, который через религиозное воспитание регулировал частную жизнь индивидов, советскаявласть взяла эту роль на себя. Функцию проводника моральных принципов вместо священнослужителей стали выполнять партийные и комсомольские организации, охватывающие, как ранее церковные приходы, почти всё население страны.

Новая коммунистическая мораль в приложении к семейной сфере строилась на принципах коллективизма, то есть приоритета общественных интересов над частными, семейными, равенства между полами. В первую очередь, в равном праве женщины на участие в общественной жизни и свободы, которая в области личных отношений проявляется как свобода добрачных сексуальных отношений, развода и права на аборт.

Под воздействием тех же принципов коллективизма, равенства и свободы действуют, видоизменяются, хоть и в меньшей степени, не только отношения между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Непререкаемый авторитет и власть родителей, характерные для патриархальной семьи, становятся относительными, а иногда и проблематичными, благодаря появлению широкой сети детских учреждений и государство всё больше берёт на себя роль главного воспитателя.

Происходит замена патриархальной иерархии на равенство между мужем и женой. При этом равенство понимается, прежде всего, не как равенство во внутрисемейных отношениях, а как равное участие в общественной жизни. Другими словами семья, воспитание детей, перестают постулироваться как основная сфера реализации женщины. Более престижной становится общественная и профессиональная деятельность.

Некоторые установки новой коммунистической морали в сфере семейных отношений, в версии, доминировавшей в СССР до середины 30-х годов, удивительным образом, напоминают современные тренды.

Юридическое равенство мужчин и женщин в Советском союзе было гарантировано конституцией. В 1917 году был принят декрет «О пособии по беременности и родам», который определял срок, в который рабочее место женщины сохранялось в течение 112 дней. Важно отметить, что при желании женщина могла продлить этот срок до года. Кроме этого в 1917 году появилась «Декларация по дошкольному воспитанию» относительно ухода за детьми дошкольного возраста.

В реалиях коммунистического государства в рамках гендерного равенства материнство рассматривалось как всего лишь одна из социальных функций.

Появление государственных учреждений дошкольного воспитания.

Соответственно, так как женщины активно участвовали в трудовой жизни социалистической страны, то стали активно появляться ясли и детские сады. В яслях могли находиться дети, начиная с двухмесячного или трех месячного возраста. Ясли состояли из четырех групп: первая группа от двух месяцев до девяти месяцев, вторая группа от девяти до четырнадцати месяцев, третья группа от четырнадцати месяцев до двух лет, четвертая группа от двух до трех лет.

Стали появляться централизованные единые материалы для матерей, например, «Книга матери (Как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить свое здоровье), «Почему болеют и умирают маленькие дети, и как защитить их от болезни и смерти» Николай Альтгаузен.

Например, в брошюре «Азбука матери» А. Д. Сперанский, пишет в 1924 году: «кормить по требованию, кормить ребенка до года, свободно пеленать, соблюдать гигиену и проветривать помещение''.

«Корми, пока ребенок не наестся: насосется и заснет, а заснул, тихонько отними от груди и положи в корзинку». «Кормите ребенка до шести месяцев только грудным молоком. С шести месяцев назначайте прикорм по указанию врача. Не отнимайте ребенка от груди летом. Летом одевайте ребенка в легкую одежду. Тщательно мойте посуду и игрушки ребенка, а также свои руки. Защищайте ребенка и его пищу от мух. Аккуратно посещайте детскую консультацию». Не рекомендовалось начинать ранний прикорм.

В книге «Большая медицинская энциклопедия» 1929 года можно найти информацию о том, что существовали детские сады при заводах и фабриках, такая инициатива помогала сохранить грудное вскармливание.

На данном этапе по сравнению с традиционной моделью просветительская модель отличалась тем, что в ней уже отражались потребности ребенка, объяснялось значение гигиены, прикорм рекомендовалось вводить после полугода.

Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей