Написать в блог
Зачем нужен курс писательского мастерства в детском лагере?

Зачем нужен курс писательского мастерства в детском лагере?

Курс литмастерства в лагере «Живая классика», зимние каникулы 2018
Время чтения: 6 мин

Зачем нужен курс писательского мастерства в детском лагере?

Курс литмастерства в лагере «Живая классика», зимние каникулы 2018
Время чтения: 6 мин

Зачем нужен курс писательского мастерства в летнем лагере? И даже не в летнем, а в зимнем — зачем? Ребята и так в школе целыми днями что-то пишут, строчат сочинения, создают вечные описания природы, картины и своего настроения. А тут — отдых. Самое время забросить подальше ручки с блокнотами, выпрямить спины и забыть, чем «а» в написании отличается от «о».

Затем и вводится курс литмастерства, чтобы развенчать этот вечный миф — писать сложно, писать скучно, писать можно только из-под палки на экзаменах. На самом деле, писать так же просто, как и говорить. И это даже доказывать не нужно. Надо всего лишь поверить в себя и начать творить.

Курс всегда начинается с разговора. Ты рассказываешь, они рассказывают. Растолкать, расшевелить, доказать, что каждый интересен, каждый удивительный человек, каждый может сказать что-то важное для других.

Из разговоров вытекает первое задание — описать. Себя, соседа, сегодняшний день.

«В комнату вошёл высокий молодой человек с волнистыми тёмными волосами, смуглой кожей, немного полноватый. С очень размеренными движениями. На лице выделялся его большой нос. В течение дня общения с ним я понял, что это очень веселый человек, любящий пошутить, что создавало впечатление, что перед тобой молодой забавный медвежонок. Говорить он мог, о чем угодно. Он достаточно образованный, но и не чужд молодежного сленга».

Антон Шишкин

Описать и начать наблюдать. Интересный рассказ рождается, если ты умеешь подмечать мелочи — кто как одет, кто в каком сегодня настроении, кто как сидит. Вспомнить хотя бы, с чего начинается твой любимый фильм — «Титаник» или «Сумерки» — тоже хорошее дело. А поэтому мы смотрим — мультфильмы (на длинные фильмы времени нет) и пытаемся их пересказать. О! Это самое сложное занятие — словами передать то, что представил.

А раз уж впереди были Святки, то самое время было пофантазировать на тему: «Раз в Крещенский вечерок девушки гадали…» Только не с серьезными лицами, а весело — каникулы все-таки!

«Как-то в Крещение ребята вызывали дух А. С. Пушкина, чтобы он помог написать им сочинение. Дух явился и начинает писать. И только он собирался поставить точку, как волшебным образом появлилась учительница этих ребят и говорит: — Александр Сергеевич, ну как вам не стыдно! Уже пятый раз за неделю вас ловлю. А дух отвечает:

— Стыдно, но что я могу поделать? Работа такая! Меня вызывают, я прихожу.

Пока духи общались, парень стащил написанное Пушкиным и спрятал. Учительница еще немного поворчала и улетела, забрав с собой гения.На следующий день ребята принесли сочинение в школу. Учительница проверила и поставила оценку «3», потому что немного не по теме было написано и очень старомодно. После этого ребята поняли, что лучше самим писать сочинение, чем с помощью других».

Влад Лысунец

Донести свою мысль до слушателя — задача не из легких. Для этого проводится специальный тренинг. Ведущему дается листок с рисунком, он должен описать то, что видит так, чтобы остальные могли в своих тетрадках повторить этот рисунок. Уф, никто не справился самостоятельно, все звали друзей на помощь.

«Раз в крещенский вечерок девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… В канун Рождества я решила позвонить своей лучшей подруге Юле и попроситься в гости. Дома я застала ее за книгой. Она что-то бормотала.

— Юлька привет, чего читаешь? — спросила я у нее.

—Да вот. Называется «Рождественские старинные гадания», — ответила она.Я знала Юльку хорошо. Поэтому не было ничего удивительного в том, что она читает подозрительные книги.

— Сколько можно верить в эту чушь? — разозлилась я.

— Это очень интересно. Смотри можно кинуть башмак…

—Если только тебе в голову! — перебила я ее.

— Лиз, не вредничай.

— Да не вредничаю я, просто может перестанешь всякой ерундой заниматься?

— Хватит ворчать. Лучше послушай:"С 6 по 19 января на Руси начинались Святки — любимый христианский праздник, когда люди собираются вместе и ходят друг к другу в гости, либо принимают гостей. Девушки, которые решили погадать, должны были взять по своему сапожку и кинуть за ворота…» Бла-бла-бла… Короче, твой будущий жених и принесет тебе твой сапожок.

— И че? — перебила я ее

— Я подумала, давай тоже кинем сапоги.

— Можешь кинуть, а я поржу.

— Ну пожалуйста.

— Ладно, уговорила. Но я буду стоять рядом и смотреть на этот бред.

— Нет, ты нужна.

«Ладно», — подумала я. — «Просто постою в сторонке».

Мы вышли на улицу. Участок у Юлькиных родителей большой. А сугробы в этом году еще больше.

—Так, приготовились, кидаем, — скомандовала она.

—Ты серьезно? — спросила я 

— Конечно, — спокойно ответила Юлька. Мгновенно сняла с ноги сапог и кинула за ворота.

— Теперь твоя очередь. — сказала она

— Не, не, не. Я пас. У меня вообще не сапоги, а кеды. Я еще немного поломалась, но в конце концов она меня уговорила.И я ради прикола кинула один свой кед за ворота.

— Ну что, — сказала Юля победным тоном.

— Пошли ждать. И тут я поняла весь идиотизм ситуации. Я сижу в одном Air Force и жду пока мне кто-то принесет второй. Я психанула и, крикнув: «Иди ты со своими гаданиями!», пошла (ах да, попрыгала) за ворота. Потом целых 20 минут искала брошенный кед, но так и не нашла (напоминаю, сугробы были большими). Громко выругавшись, я попрыгала обратно. Допрыгав, я увидела такую картину: Юля, спокойно сидит в сугробе и читает эту свою подозрительную книгу.

«Доложив обстановку,» я заметила, что Юлька стала немного волноваться из-за своего сапога: мама её убьет, если узнает, чем она тут занимается. Тут я подумала, что самое время сказать:

— А я тебе говорила!. Просидев еще час в Юлькиной комнате, я услышала, как в дом заходит ее мама. Мы скорее спустились вниз.— ВЫ С УМА СОШЛИ ОБУВЬ РАСКИДЫВАТЬ? — спросила она.

— Мам, прости, это я во всем виновата, — сказала Юлька. — Мы просто погадать хотели…»

Лиза Лебедева

И вновь мы развивали внимание с помощью тренингов — запомнить слова соседа при помощи своих слов, выиграть в игру «Да» и «Нет» не говорите, «черный» с «белым» не берите», заметить, какие предметы поменялись местами среди выложенных на столе. И снова — мультфильмы, которые будят фантазию, доказывают, что рассказать можно, о чем угодно.

Да вот хотя бы о собаке. Тем более год у нас наступил собачий! Для вдохновения на занятия несколько раз приходила мягкая игрушка собаки и ее друг — зайчонок, которого тут же окрестили Пусей. Ребята придумывали разные характеры игрушкам и разыгрывали сценки — что было бы, если бы герои случайно встретились на лесной тропинке.

«Жила-была собака с совершенно обычной кличкой — Барбос. Барбос был озорным псом, всегда тянул хозяина поиграть в любимый мячик, любил воровать со стола запеченную курочку. Но его ни когда не наказывали. После каждой шалости он строил глазки настолько мило, что у хозяев так и вырывалась фраза: «Возьми ещё».

В том же городе проживал кролик Пуся. Назвать обычным кроликом его нельзя. Он не мог сидеть в клетке, он хотел прыгать по комнате. А когда вырывался на свободу частенько звал хозяйку гулять.

В один прекрасный летний день Барбосу и Пусе удалось вывести хозяев погулять. Барбос постоянно лаял на машины, зовя водителей поиграть с ним. Пуся же просто хотела прыгать по улице, разглядывая все вокруг. Но вот из темного переулка на нашего кролика выскочили три огромных страшных собаки. Пуся приветливо запрыгал им навстречу, но его хозяйка вдруг закричала и стала звать на помощь.

Мимо шёл наш знакомый Барбос. Он увидел, что обижают кролика и его хозяйку, вырвал поводок из рук хозяина и ринулся спасать их. Увидев разъяренного Барбоса, псы испугались и удрали. Барбос радостно лизнул испуганную Пусю. Казалось, это их первая и последняя встреча, но не тут-то было. Хозяин Барбоса очень понравился хизяйке Пусе, они стали дружить, ходить друг к другу в гости, и на свидания никогда не забывали своих любимцев.

Вскоре они поженились и съехались. Так вроде самый обычный случай с самыми обычными героями смог соединить сердца людей, а собаку и кролика сделать лучшими друзьями».

Антон Шишкин

Когда ребята убеждаются, что писать — это от души, это обо всем, это для себя и немножко для других, то получаются очень хорошие тексты.

«Бледная серо-зеленая комната. Желтый, как в психушке, свет одинокой лампочки — единственное, что помимо звёзд, освещает унылую обстановку в помещении. Скрипящая, неудобная, как будто квадратная своей угловатостью деревянная мебель. Телевизор, пыльный и уродливый. Все было бы отвратительно, если бы не… Если бы не… Теплое, усыпанное гранеными камнями синего, голубого, белого и красного цвета, небо. Шесть греющих душу струн, усыпляющих в сердце настороженность и неловкость. Пять человек, не знающие друг друга как следует. Сейчас они — это самое близкое, что можно представить. Эти люди в данную секунду связаны чем-то бессмысленным и необъяснимым. Чем-то очень крепким и надежным. Все было бы отвратительно, если бы не воспоминания. Если бы не воспоминания о далекой стране, лежащей на той стороне Черного моря. Если бы не та летняя свобода, которая смутно ощущалась и сейчас. А поэтому сейчас было прекрасно.

Первый человек. Красиво и лампово сидящий в самом углу, усердно пишущий всем присутствующим в комнате записки-напоминалки о себе. Только что этот человек играл грустную песню на гитаре. Он излучает столько доброты и света, что можно было бы спокойно осветить автотрассу от Москвы до Луны. У него прекрасные волосы. Второй человек рядом с Первым. Добрый, как зубастый мультяшный цветок, готовый откусить при желании палец. Думающий над текстом песни, которую сочиняла в гневе. У этого человека забавные очки. Третий человек. Сейчас гитара у него в руках. Он играет старые, незнакомые песни. Детские. Но совершенно не кажущиеся глупыми. Этот человек, который вроде бы должен толкать бесполезную, просроченную мораль, вечно ворчать и заставлять делать что-то, что противоречит душевным укладам, очень уютно общается с другими человеками. Говорит о важном. И о бессмысленном. Одновременно. У него очень успокаивающий голос и голова, потертая жизнью. Четвертый человек. Сидит напротив всех. Слушает и греется о песню, которую играет Третий. Вечно веселый. И честный. Всегда готовый заступиться, готовый прийти на помощь. Человек-опора-и-справедливость. Но на самом деле всегда пребывающий в раздумьях. Олицетворение образа средневековых рыцарей из сказок. И Пятый человек. Сидящий между Третьим и Четвертым. Не понимающий, что вообще происходит. Вспоминающий какое-то уже давно забытое время. Время, когда все было спокойно. Потерявшийся путник, долгое время плутавший во тьме, в холодном, снежном мраке и сейчас нашедший нечто большее, чем просто хороший и тёплый ночлег. Этот Пятый — я. А все остальные — те, кто соорудили мне единственное пятиминутное счастье за последние дни. Спасибо им».

Владимир Харенко

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей