Написать в блог
Предметный шовинизм, или физики против лириков

Предметный шовинизм, или физики против лириков

Время чтения: 2 мин

Предметный шовинизм, или физики против лириков

Время чтения: 2 мин

В современном российском обществе заметен рост интереса к российской истории. В числе прочего, это выражается в достаточно частом выборе абитуриентами в качестве предмета для сдачи экзамена именно истории. Причём, как показывают публикуемые Рособрнадзором данные, по гуманитарным предметам, в том числе и истории, высокого результата достичь столь же сложно, как и по предметам естественнонаучного профиля. Некоторыми представителями негуманитарных наук этот факт воспринимается достаточно эмоционально. После прочтения статистики ЕГЭ, например, они начинают публиковать комментарии, в которых утверждают, что нельзя якобы сравнивать результаты экзаменов по гуманитарным и негуманитарным предметам. В первых, по их мнению, проверяется только умение зазубривать слова и факты, во вторых проверяется интеллект. В сознании авторов таких высказываний явно сложилась картина мира, в которой гуманитарии, в отличие от них самих, это лица недалёкие, неспособные к полноценной интеллектуальной деятельности. Между тем, если бы они попробовали сдать ЕГЭ по гуманитарному предмету, задействуя только свою память и усидчивость, они наверняка бы получили баллы, которых едва бы хватило на оценку «удовлетворительно». Очевидно, авторам подобных комментариев не повезло с учителями — гуманитариями. Им не объяснили, насколько сложно (и в то же время интересно) научиться понимать логику грамматики иностранного языка, анализировать источники, читать историческую карту, разбираться в аргументации сторонников различных точек зрения, понимать причинно-следственные связи и роль личности в истории. Любить свой предмет, быть его патриотом и считать его главным — это нормально. Ненормально быть шовинистом, когда любовь к себе и своему тесно связана с ненавистью к другим. Почему в современном обществе этот «предметный шовинизм» столь популярен? На мой взгляд, можно выделить следующие основные причины этого.

Первая причина — социально-экономическая, скудость и ненадёжность финансовых ресурсов, выделяемых на образование и науку. Российские учёные и преподаватели поставлены в условия, когда они зависят от куска, который им бросят (или вынут из горла) сильные мира сего. Главный критерий отбора — практическая или политическая целесообразность того или иного научного или образовательного проекта. Наука ради науки (как и искусство ради искусства) никого из бюрократов не интересуют. Понимания того, что фундаментальная наука не может существовать без постоянного, щедрого и безусловного финансирования, нет. В этих условиях малодушные начинают огрызаться на соседей, которые, как им кажется, хлебают из стойла «не по чину». Это, конечно, никого не оправдывает. Если мы поставлены в свинские условия, всё равно надо оставаться человеком. История, кстати, может привести массу примеров, когда люди вели себя благородно, даже находясь в нечеловеческих условиях. Вот на таких примерах и надо учиться. Курс российской и всемирной истории в помощь.

Не менее важной причиной являются некоторые особенности нашей (и не только нашей) истории, которые заставляют обратить внимание на тёмные стороны народной души и человека вообще. Исторический опыт, особенно российской истории ХХ в., очень травматичен. О многом хотелось бы просто забыть. Отсюда отчасти и популярность фоменконосовщины и других псевдоисторических концепций, создающих более «комфортную» версию прошлого. Историки, исполняя свой профессиональный долг, постоянно напоминают о том, что имело место на самом деле, наступая согражданам на их больные мозоли. Воздержаться от этого они не имеют права. «Профессиональное занудство» историков очень важно для самосохранения общества. Оно позволяет спустить на землю тех, кто создаёт различные радикальные теории (неважно, левые или правые), указав на факты, которые в эти теории никак не вписываются. Это значит, что историки во-многом способствуют предотвращению радикального поведения, разрушительного как для отдельных людей, так и для общества в целом.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет
Больше статей