Как сделать обучение интересным для подростка?
Блоги22.07.2020

Как сделать обучение интересным для подростка?

Мало кто хочет работать с подростками, это самая сложная аудитория: уже не дети, каких-то базовых вещей (Scratch, Minecraft, например) им уже недостаточно, но ещё и не взрослые, ещё не относятся к образованию рационально. Работая с подростками, конкурируешь с другими провайдерами интереса: YouTube, TikTok, Steam в конце концов.

Как конкурировать с YouTube?

Достаточно просто, если понимать, что YouTube — инструмент получения эмоций. Значит, если и образование будет источником эмоций — оно сможет сражаться за интерес ученика.

Для этого надо сначала понять, что такое эмоция: это ответ, реакция на внешний импульс. Причём такой импульс, который находит отклик. Если какой-нибудь, ну, например, Артемий скажет: «Ты — *овно», это будет совсем не то же, как если это сделает близкий человек.

В общем, схема такая: возникает внешний импульс, он резонирует с внутренним пространством, в ответ рождается эмоция. Именно поэтому над одним и тем же фильмом кто-то может смеяться, а кто-то плакать. А кто-то просто пожмёт плечами — не резонирует.

И как это применить в образовании?

Раз эмоция — ответ внутреннего пространства, то нужно понять, что в нём. А у подростка там: развлечения, поп-культура, мемы, поглубже — отношения со сверстниками, с родителями, самоидентификация, в конце концов.

Соответственно, знания должны быть способом выражения вот этого всего, должна создаваться устойчивая связь «образование = самовыражение, я учусь = я получаю эмоции». Ведь, на самом деле, именно так любое дело становится любимым, когда оно становится источником эмоций.

А конкретный пример можно?

Программирование начинается с изучения HTML-вёрстки.

За макет берётся instagram, преподаватель объясняет новые темы, верстает, ученики повторяют. Контент — профиль какого-нибудь супергероя (придумывается учителем). Так мы используем инструмент «близкая тема».

Потом ребята самостоятельно верстают свои варианты, причем каждый загадывает своего персонажа, остальные должны угадать его по содержанию постов. Здесь — инструмент «добавление от себя».

А после уже самостоятельная вёрстка нового макета «с нуля». Тема — интернет-магазин вещей, которые характеризуют ученика. Вся группа обсуждает каждую работу, голосуют за лучший вариант. Именно здесь первая стадия одного из главных инструментов «использование знаний для сообщения».

Со временем темы и инструменты становятся всё глубже и сложнее.

И всё, секрет только в эмоциях?

Нет. Эмоция — это фундамент, искра, которая может и потухнуть. А может и «зажечь» ученика. И, чтобы искра стала огнём, нужна группа.

Обучение издревле — коллективный процесс, инструмент коммуникации. Когда первый учитель добыл огонь и показал это первым ученикам, произошла магия образования: из ничего появилось знание. И группа начала использовать это знание внутри себя, обогащая его, дополняя и рождая новые смыслы.

Поэтому мы с большой настороженностью относимся к трендам индивидуализации образования: персональные образовательные траектории, искуственный интеллект-персональный помощник, вот это всё.

Мы считаем, что технологии, развивающие групповое взаимодействие, в конце концов будут гораздо более естественными для человека. Геймдев, например, уже давно это понял.

Пф, в групповых занятиях нет ничего нового

Да, вот только зачастую, говоря «группа», мы имеем в виду наследие промышленной революции, когда главное в процессе — одновременное обучение большого количества людей. Есть один носитель знания и он его транслирует. «Группа 1.0».

Сегодня же у нас нет проблемы доступа к информации. Наоборот, теперь её слишком много и в ней нужно уметь ориентироваться. Что получится, если сложить это с коллективной природой образования?

Группа, которая самостоятельно фильтрует, анализирует и использует информацию. Группа, которая обучается автономно. «Группа 2.0».

Да, это тоже не ново, но не в массе. Только сегодня, с помощью технологий, стало возможно перенести это из дорогих частных школ в широкий доступ. Возвести концепцию в абсолют, лишить образовательный процесс смысла без группы, вернуться к истокам.

Мы считаем, что следующим большим прорывом будет стартап, позволяющий в любое образование (корпоративное, дополнительное, общее, высшее) добавить «группу 2.0». Например, ИИ, который отслеживает не одного ученика, а всю группу как единый элемент, генерирует те или иные активности для улучшения её показателей. В общем, всё то, что уже давно есть в различных групповых терапиях (и откуда, мы, на самом деле, многое позаимствовали).

И как выглядит эта «группа 2.0»?

Пример, использующий несколько разных механик, применяется ближе к концу обучения:

Ребята делятся на команды по 3 человека, задание — создать 3D-модель хоррор квест-локации. Требования:

1. Каждая комната должна олицетворять личный страх ребёнка.

2. Все работы должны быть выполнены в едином стиле.

3. Должны быть использованы темы, которые мы ещё не проходили, их нужно загуглить самостоятельно.

В конце каждая команда проводит защиту: рассказывает про использованные инструменты, про процесс в целом. Группа голосует за самый страшный квест.

Итого, как сделать обучение интересным?

1. Добавить эмоции. Сделать образование способом самовыражения. Обращаться к эмоциональному, а не рациональному.

2. Сделать обучение по-настоящему групповым. Возведённым в абсолют, чтобы без группы обучение не имело смысла.

Кстати, мы выяснили, что эта формула, мало того, что работает с практически любым предметом, но и легко перекладывается на обучение взрослых тоже.

Всем интересного образования!

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей