Шепот и физкультминутка
Блоги24.11.2021

Шепот и физкультминутка

5 (+1) действенных приемов удержания концентрации ребенка на уроке

Рассеянное внимание сказывается на качестве, продуктивности и результативности любых занятий. Не нужно ругать детей за то, что он смотрят в окно вместо увлеченного решения однотипных задач. Как им можно помочь сфокусироваться даже не на самом интересном (но нужном) предмете, что такое геймификация обучения и зачем это знание родителю, рассказывает методист международной школы программирования «Алгоритмика» Любовь Зубарева.

Почему они отвлекаются

Для учеников первого и разного возраста используются совершенно разные методики обучения. Отличия в способностях фокусироваться у детей разного возраста обусловлены их психофизическими возможностями. Поэтому школьникам для обучения нужен разный учебный материал, разные способы его донесения.

Младший школьный возраст. Эти дети — вчерашние воспитанники детского сада, поэтому выделяем их в отдельную группу. Первоклассник пришел впервые в новое для себя место, переживает переход в новый социальный статус, резкую смену окружения.

Возрастная психология говорит, что в этом возрасте происходит смена ведущей деятельности: у дошкольников это игра во всех её проявлениях. В 7-8 лет её постепенно сменяет учение. Но происходит этот процесс не одномоментно, постепенно. Чтобы ребенку было проще влиться в процесс обучения, мы в «Алгоритмике» стараемся сделать игру полноправной участницей процесса.

Важно понимать при этом, что информатика в первом классе не является отдельным предметом. Она включена в образовательную область «Математика» и носит скорее вспомогательный, дополняющий характер. Если в школе вводится урок информатики, то проводиться он будет скорее всего во второй половине дня. Дети к этому времени уже уставшие и нужно уметь привлечь их внимание игрой.

2-4 класс. Дети уже немного адаптировались, понимают, что такое урок и какие задания обязательны к выполнению. Игра — уже не ведущая форма деятельности, а точечная форма подогрева интереса к обучению.

5-6 класс. Дети раннего подросткового возраста начинают пытаться проявить себя, осознавать себя как часть коллектива. Хотят быть лидерами, личностями, включенными в сообщества. Слышать оценку от друзей, подтверждение, что они успешны. Все это мы учитываем при создании уроков для этой категории и используем геймификацию или её элементы как инструмент реализации этой потребности детей.

Геймификация обретает новые черты: мы не только рассматриваем гипотетические ситуации, но и добавляем командную, групповую работу. Она дает возможность ученику общаться в группе, показывать себя и быстро достигать результата. Успешность очень важна для этого возраста.

7-9 класс. Дети среднего школьного возраста на уроках уже не играют в привычном понимании этого действия, но педагогическая игра продолжает присутствовать в уроке. Правила становятся сложнее, решаемые задачи — объемнее. Детям нравится чувствовать причастность к общему делу, быть в команде. Они по-прежнему хотят добиваться успеха, уже критически оценивают действия окружающих.

Геймификация для таких учеников используется как элемент проектной деятельности. Например, они играют в сотрудников корпорации, принимают правила ролевой игры. Так геймификация выходит на более высокий уровень.

Приемы удержания внимания

Опытные школьные педагоги к концу первого полугодия обычно интуитивно чувствуют, в какой части урока конкретный класс теряет концентрацию, и что нужно сделать, чтобы удержать внимание учеников. Вовремя переключиться на другую форму деятельности, кому-то дать индивидуальное задание, а кого-то попросить выполнить роль тьютора — приемов много и учитель выбирает из своего арсенала подходящий. Вот какие приемы используют опытные педагоги.

Интонация и шепот. Изменение интонации, громкости голоса, расстановка смыслового ударения — один из самых старых и действенных педагогических приемов.

Заготовка. Решение рутинных скучных задач можно чередовать с обсуждением ситуаций, включенных в урок.

Часто на уроке нужно отработать какие-то понятие или действие до автоматизма. Это может быть, например, применение таблицы умножения. Для достижения цели решают много похожих, однотипных, задач. На 3-4 задаче интерес к работе пропадает. Но можно организовать соревнование между командами и решать будет сразу интереснее, появится цель. Можно изменить формы решения задач: часть прорешать фронтально, часть — предложить решить детям и организовать проверку решения в парах или самопроверку, использовать тренажёры. В наших уроках довольно часто встречаются ситуационные задачи — ученикам предлагается найти выход из проблемной ситуации, причем суть проблемы им близка и понятна, жизненна.

Чередование разных видов деятельности. Поговорили, написали текст, сделали физкультминутку, пересели за компьютеры, порешали, поработали в группах, потом — заполнили тесты.

Физкультминутки. Периодические короткие разминки даже включены в санитарные нормы и правила. Смена деятельности со статической на подвижную важна и для детей, и для взрослых. В компьютерном классе многие такие элементы запрещены, но можно сделать гимнастику для глаз с опорой на картинки-подсказки, под музыку.

Физминутка может быть и обучающей: учитель произносит или выводит на проектор фразу, а ученики должны отреагировать на неё поднятием руки, хлопком в ладоши и пр. Если фраза содержит верную информацию действие будет одно, а если ложную — иное. Такие физминутки решают сразу целый набор задач: мы меняем деятельность, повторяем или закрепляем материал по теме, формируем представление об истинности высказываний, возвращаем интерес к деятельности в уроке.

Не допускать негативных эмоций. Ругать ребенка за то, что он отвлекается, не имеет смысла. Это не поможет ему мобилизоваться. Любая ругань не может быть конструктивной критикой, она лишь вызывает неприятие. Особенно это критично для подростков. Ребенок думает не о том, как сконцентрироваться, а о том, чтобы на него побыстрее перестали кричать.

Возвращать внимание ребенка нужно аккуратно и тактично, по-деловому, без эмоций учителя и ученика. Потеря внимания — обычный организационный момент на уроке. Такой же, как приветствие учителя в начале.

Геймификация в домашних условиях

Многие родители ставят во главу угла достижение результата, забывая о том, что интересно ребенку. Важно спрашивать его об этом.

Если вы — родитель и хотите геймифицировать домашнее обучение, помните, что самый важный элемент — обсуждение результата деятельности с ребенком. Беседа помогает ему раскрыться, удержать контакт с родителем. Например, можно обсудить его скрипты в Scratch, над которыми он работает.

С седьмого класса в «Алгоритмике» начинается программирование на Python. Родителю, если он не специалист в этой области, будет сложнее поддержать разговор с ребенком. В нем достаточно жесткий синтаксис, есть правила написания команд. Нужно понимать структуру языка. Здесь элементом геймификации может стать то, что ребенок обучает родителя языку. Заодно он повторит материал и готовится к уроку, продемонстрирует свои достижения.

Лучший прием: найди чужую ошибку

Дети чаще отвлекаются во время решения задач, требующих долгой концентрации внимания. Можно же выдохнуть и подобрать упавший карандаш, посмотреть на голубя за окном. Это делают и дети любого возраста, и взрослые.

Один из скучнейших в освоении навыков — умение правильно и быстро набирать тексты на компьютере. Он нужен, как минимум, для того, чтобы вносить исправления в текст.

Вместо набора последовательности букв, отработки фраз-упражнений на компьютере мы включаем в урок клавиатурные тренажеры, имитирующие игру. Также есть задания на поиск ошибки в тексте и их исправление.

Дети всех возрастных категорий очень любят обнаруживать чужие недочеты, ошибки, исправлять их и указывать на неточности. При поиске ошибок они максимально собраны. Поэтому задание найти чужую оплошность — лучшее для концентрации внимания.

Читайте также
Комментариев пока нет