Как в России стать скульптором и что ожидать от будущей профессии? Отвечает студентка художественной академии

Как в России стать скульптором и что ожидать от будущей профессии? Отвечает студентка художественной академии

Время чтения: 4 мин

Как в России стать скульптором и что ожидать от будущей профессии? Отвечает студентка художественной академии

Время чтения: 4 мин

Лера Малышева в этом году переходит на шестой завершающий курс факультета скульптуры в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ). Она рассказала «Мелу», почему девушкам тяжело работать скульпторами, чем студенты занимаются в вузе и есть ли перспективы у молодых ваятелей.

Я хочу стать скульптором: куда мне пойти учиться?

Вряд ли кто-то захочет пойти в скульптуру, никогда не занимаясь творческой деятельностью. Путь почти всегда один и тот же: художественная школа, училище, ВУЗ. Я, например, пропустила второй этап и сразу после 11 класса пошла в академию.

Обязательно ли мне образование?

В нашей сфере многим работодателям не важно, закончил ты что-то или нет. Но мы живем в мире, где образование имеет значение. Даже если ты такой же умный, как и человек, закончивший самую престижную академию, тебе будет не хватать статуса. В высших кругах с серьезными заказами и большими деньгами уважают образованных людей с титулами и всякими членствами в союзах художников.

Успешных ваятелей без образования в моем деле полно. Важно то, как высоко ты хочешь забраться. Когда нет особо завышенных амбиций на госзаказы, можно спокойно преподавать и работать без диплома. Многие российские студенты проводят мастер-классы и полноценные занятия в частных арт-студиях. Но вот в академию или даже школу тебя без корочки не возьмут.

Чему учат в универе?

Мы учимся шесть лет, сложность растет от курса к курсу. Утром — практические занятия, типа рисунка или скульптуры. Дают модель, которую нужно нарисовать или слепить, и ты сидишь, работаешь, а потом приходит преподаватель и указывает тебе на ошибки.

После обеда у нас теоретические пары, они каждый год меняются. Назову некоторые из них: история искусств, педагогика, анатомия, мифология, эстетика и даже информатика. Кроме того, наш вуз ориентирован на русские традиции, поэтому мы изучаем еще церковнославянские языки и историю России.

Кого больше: мальчиков или девочек?

Считается, что художник — это мужская профессия, не говоря уже о скульпторе. В 80-х, когда академия только открылась, поступили одни парни. Но с годами у нас появляется все больше девчонок. Ректор в шутку называет РАЖВиЗ «институтом благородных девиц». Даже на ваянии мальчиков мало, у нас на курсе всего один. Хотя чаще всего 50/50.

А почему скульптор — мужская профессия?

Нужна физическая сила. Девчонкам просто сложно. Они не могут перенести тяжелую скульптуру, какие-то материалы, гипс, доски, им приходится просить помощи. Сложно делать каркасы: ты пилишь, гнешь стальную катонку, пользуешься шуроповертом, прибиваешь гвозди. Но мы берем упорством.

Реально ли подрабатывать по специальности во время учебы?

Все зависит от твоего везения и способности разрываться. Мы загружены с 9 до 20, так что студенты в любом случае часто прогуливают. Поэтому в академии не приветствуются подработки. А делая личный заказ, ты, конечно, ничего не прогуливаешь, но точно упускаешь что-то из учебной программы.

Многие ищут заказы самостоятельно, некоторым везет, и они попадают в подмастерье к успешным скульпторам. Где-то что-то полепил, где-то подформовал. Это самое приятное для студента-скульптора, который получает много опыт и знакомиться с тем, до чего бы сам очень долго не дошел. Скажем, до дорогой обработки бронзы. И во время работы на другого человека у тебя не болит голова. Ты не должен решать проблему с заказчиками или заниматься финансами.

Как проходит типичный день работающего скульптора?

Многие классные скульпторы и после окончания учебы работают на более профессиональных коллег. Проводят восемь часов у них в мастерской, а потом делают, что хотят — выполняют свои заказы или отдыхают.

Когда ты работаешь на себя, то имеешь возможность самостоятельно продумать график и решить, в какое время и сколько тебе комфортно проводить в мастерской.

Какие заказы в основном выполняют скульпторы

Многие ребята после вуза уходят в лепнину: декор на домах, оформление интерьеров, каминов и прочее. Это часть скульптуры, но не совсем скульптура. Многие занимаются реставрацией.

Совершенно разные заказы могут приходить. Чья-нибудь больная фантазия, портреты, просьбы «сделать вот такого ангелочка или льва». Престижно создавать награды для кинофестивалей, танцевальных конкурсов или музыкальных премий. Однажды я делала серию статуэток в виде британских бульдогов для продажи или подарка на одной выставке собак, было интересно. Но сложнее всего пробиться в изготовление памятников: для скульптора это самая прибыльная сфера.

Я буду много зарабатывать?

Бывают очень бедные представители нашей профессии, которые и работают, и живут в мастерской, иногда даже чужой. А бывают супер-успешные скульпторы со своими цехами и литейками. Надеюсь, что даже если я не стану успешной в плане личных проектов, всегда найдется работа у других скульпторов. И на эти деньги можно нормально жить.

Стране вообще нужны скульпторы?

Нужны хорошие скульпторы. Ставится много плохих памятников, которые никому не нравятся. Было бы круто, если бы заказы всегда выполняли настоящие профессионалы. Я не говорю об искусстве, взглядах, но на сегодняшний день качества действительно нет.

Назови недостатки профессии

Мне дико нравится моя работа. С каждым годом начинаю любить даже то, что когда-то бесило. Есть негативные моменты, связанные с физическим трудом: могут начаться проблемы со здоровьем. Хотя здесь проявляется элемент «очищающего труда». Человек устает в любом случае — сидит ли он в офисе или двигает тяжести в мастерской. Я выбираю последний вариант.

Второй спорный момент — вероятность того, что не все процессы пройдут так, как ты хотел. Мы не живописцы, у которых работа завершается после написания картины. Ты слепил, снял форму, потом отлил ее, довел до ума. Хочешь, чтобы все было идеально? Значит должен четыре раза фигуру переделать. И на выходе все равно может получится совершенно не то, что ты слепил изначально. Вроде это недостаток, но меня радует эффект неожиданности.

Это максимально не скучная работа, даже если ты выполняешь чужие проекты. Рутина присутствует, но зато ты не печатаешь текст, не отвечаешь на звонки, не сидишь часами на стуле.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Подписаться
Комментариев пока нет
Больше статей