Написать в блог
Зритель соскучился по тишине

Зритель соскучился по тишине

«Старосветские помещики» на сцене ЦДР
Время чтения: 3 мин

Зритель соскучился по тишине

«Старосветские помещики» на сцене ЦДР
Время чтения: 3 мин

История Афанасия Ивановича и его жены Пульхерии Ивановны звучит в камерном зале ЦДР просто и искренне. Супруги, прожившие вместе долгие годы, превратили свое фамильное гнездо в целую вселенную, полную заботы и любви. Но этот мир рушится, когда Пульхерия Ивановна обнаруживает пропажу любимой кошечки… Трудно ли молодым артистам играть стариков и почему современный зритель соскучился по тишине, «Театралу» рассказала режиссер постановки, педагог Татьяна Тарасова:

— «Старосветские помещики» — нетипичный выбор литературного материала для студенческой постановки. Прозаическое произведение, где оба главных героя — пожилые люди…

— Эта небольшая повесть Гоголя, в которой практически нет развития действия, дает пространство для импровизации. Я считаю, что в наши дни, когда труппы переполнены и выпускникам театральных ВУЗов негде играть, мы должны воспитывать артистов, которые смогут сами создавать свой театр.

— Получается, сейчас актер должен быть еще и режиссером?

— Он должен быть художником. Каждый человек рождается со способностью творить: дети постоянно играют, фантазируют, но с возрастом это уходит. Артисту нужно вернуться к этому изначальному состоянию — продолжать играть, придумывать.

Когда актер работает над литературным произведением, то он должен уметь услышать то, что хотел сказать автор, и найти в его мыслях что-то созвучное нашему миру, сегодняшнему. Увидеть в произведении свою боль, свою радость, рассказать зрителям о чем-то личном в рамках классического сюжета — в этом состоит задача актера.

— К слову об актерских задачах. Оба главных героя повести — пожилые люди. Должно быть, справиться с этими ролями студентам было непросто.

— Возраст — это, в первую очередь, не дата в календаре и не старческие морщины. Это, скорее, особое отношение к жизни, особое восприятие окружающего мира, которое появляется благодаря опыту. Но для наших артистов это, конечно, была и очень полезная практика. Мне было важно, чтобы Женя Михеева и Женя Серобабин, которые играют пожилых супругов, поняли и приняли образы своих стариков, досконально знали, как их герой может себя повести, а как нет. Сделав персонажа осязаемым и понятным для себя, артист приобретает возможность свободно импровизировать.

В спектакле много деталей, которые не присутствуют в повести Гоголя напрямую, но подразумеваются. Главные герои живут в своем маленьком мире, складывающемся из скрипа половиц, запаха варенья, добродушных шуток и мелодии Моцарта, которую Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович наигрывают на кофейных чашках. Живут в мире, из которого не хочется уходить. При этом их мещанская идиллия граничит с какой-то высокой трагедией, потому что созданный главными героями мир очень хрупок — его способно разрушить даже исчезновение любимой кошечки.

— Несмотря на мещанский быт, герои спектакля по-своему мудры.

— Безусловно. Прожив столько лет вместе, они умеют договариваться — друг с другом, с соседями, со своим бытом — с этим бесконечным количеством дверей, которые постоянно скрипят, но их все равно не меняют. Это очень важно — уметь договариваться, особенно в современном мире, в котором так много конфликтов и войн.

«Старосветские помещики» — это камерный, очень интимный спектакль, разговор со зрителем по душам. Мне кажется, люди соскучились по миру, тишине. Мы все время забиваем себя какими-то ритмами, постоянно ходим в наушниках, стремимся чем-то себя наполнить, но делать паузы очень важно. Тишина отделяет то, что было, от того, что будет, расставляет акценты в течении жизни, придавая событиям новый смысл.

— Создается впечатление, что похожая роль отведена и самому загадочному персонажу спектакля. Кто эта рыжеволосая девушка, которая молчаливо наблюдает за Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем?

— Мы назвали ее «та, которую не ждут». У Гоголя на протяжении всего произведения рядом со стариками живет кошечка, которая позже оказывается носительницей образа смерти. Наша загадочная героиня — это тоже его своеобразное воплощение. Смерть находится рядом с нами на протяжении всей жизни. Зайдя к старикам на 5 минут, она решила задержаться, чтобы понаблюдать за их маленьким идиллическим миром.

Мы неслучайно выбрали на эту роль актрису с яркой внешностью, Ирину Штерк. В произведениях Гоголя много парадоксов, есть они и у нас. Смерть в нашем спектакле — красивая. Кроме того, мне было важно, чтобы в этой постановке все сводилось к одному единственному ощущению — любви. После смерти Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович вновь воссоединяются, и мы видим, что и смерть может быть прекрасна, если в ней есть любовь.

Справка Премьера спектакля «Старосветские помещики» состоялась в июне 2017. В том же году постановка получила гран-при на международных студенческих смотрах в Болгарии и Тюмени. Недавно артисты вернулись с музыкально-театрального фестиваля «Европейская весна» в Архангельске.

В создании спектакля принимали участие режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Журкова, хореограф Наталья Шурганова и помощник режиссера Ростислав Дзизенко. Роли исполняют студенты 4 курса актерского отделения ВГИКа (курс Владимира Меньшова) Евгения Михеева, Евгений Серобабин, Ирина Штерк.

Источник — http://www.teatral-online.ru/news/21597/

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
К комментариям
Комментариев пока нет