«Подростки хотят не дипломов, а признания сверстников»
манифест

«Подростки хотят
не дипломов,
а признания
сверстников»

Директор ЗИЛа — о том, как правильно
устроить досуг для всей семьи
3 311

«Подростки хотят
не дипломов,
а признания
сверстников»

Директор ЗИЛа — о том, как правильно
устроить досуг для всей семьи
3 311

«Подростки хотят
не дипломов,
а признания
сверстников»

Директор ЗИЛа — о том, как правильно
устроить досуг для всей семьи
3 311

Мир меняется, и теперь основного образования уже недостаточно для самореализации и карьеры. Неслучайно год от года растёт популярность лекториев, курсов и семинаров. В Москве одна из самых больших площадок для всевозможных культурных программ, от компьютерных курсов для пенсионеров до художественных перформансов, — центр ЗИЛ. Директор культурного центра Елена Мельвиль в своём манифесте на «Меле» рассказала об образовательных программах для детей и взрослых, об истории государственной системы культурного досуга и о том, как стать «агентом ЗИЛа».

Государственная система культурного досуга создавалась в 1920-е годы, когда встала задача восстановления страны после Гражданской войны. В то время сельские жители составляли 91% населения страны, а в формирующиеся города требовались люди новой культуры, новых знаний и навыков. Они должны были научиться не только справляться с достаточно сложным оборудованием, но и изобретать новое. Поэтому формировалась и поддерживалась совершенно иная культурная инфраструктура. Помимо театров и музеев, где обеспечивался доступ к высшим достижениям мировой и отечественной культуры, появлялись дома и дворцы культуры. Они отличались многофункциональностью. Выполняли задачи как просветительские и образовательные, так и культурно-досуговые, активно вовлекали граждан в творческие процессы. Первый дом культуры в Москве — Дом культуры имени Зуева (1928), Дворец культуры АМО ЗИЛ — второй и самый большой (1937).

Сейчас мир ещё больше усложняется. Растёт потребность в новых людях, способных создавать конкурентный продукт в глобальном масштабе

Отсюда возникает столь высокий запрос общества на дополнительное образование как формальное, так и неформальное. Посещаемость научных и прикладных лекций, курсов, образовательных программ растёт с каждым годом. И роль таких институций, как Культурный центр ЗИЛ, очень велика. Поскольку именно они обеспечивают реализацию основных культурных прав, гарантированных Конституцией.

Центр ЗИЛ

ЗИЛ — это более чем 40 кружков и студий. У нас постоянно проходят научно-популярные лекции по урбанистике, архитектуре, биохимии и другим гуманитарным и естественно-научным направлениям. Наша культурно-досуговая деятельность состоит из трёх основных направлений:

1. Традиционное. Фольклор, наследие, всё, что закрепилось и развилось в XX веке.

2. Социальные практики. Работа с представителями старшего поколения, людьми с ограниченными возможностями и тому подобное.

3. Зона инновационного развития. Зона будущего, где мы фантазируем, моделируем, создаём новое.

Если направления деятельности наложить на виды досуга (развлекающий, развивающий или творческий и интеллектуальный), получится сетка из девяти квадратов. Вполне понятная, простая модель. Особенно если, выходя за рамки плоскости, задать только три возрастных измерения, как у нас принято в грубой статистике, — дети, взрослые, пенсионеры.

Зимний сад

Но если мы говорим про будущее, у нас возникает не кубик, а параллелепипед. Поскольку мы распределяем аудиторию не только по возрастам, но и по типам: семейная, творческая молодёжь, профессионалы и любители. Тогда получается сложная комплексная система, которая лучше работает, потому что тоньше настроена, даёт больше шансов выявить таланты и помочь им развиться.

5 квестов для всей семьи

Когда мы стартовали с модернизацией деятельности в феврале 2012 года, концепция развития была очень простой: если чего-то нет, заполняем пустоту, есть — поднимаем качество.

Мы сохранили все традиционные направления, дополнив их лучшими культурными практиками, например, соединили любителей и профессионалов

Особой проработке подверглись программы для подростков, которым почти не уделялось внимания. Мы понимали, что детей до 12 лет на занятия мотивируют взрослые, опираясь не на интерес ребёнка, а на свой опыт: «Я ходил, и ты будешь ходить». В этом возрасте родитель ещё может управлять. Дальше ребёнок или втягивается сам, или у взрослых кончается аргументация. Ведь сложно ответить на реплику подростка: «Ты ходил, а я не хочу, мне неинтересно, я не планирую заниматься этим в жизни».

Колонный зал

Нельзя предложить модель развития, опираясь только на свой опыт понимания реальности. Хотя и он, конечно, тоже важен. Мы как родители не всегда понимаем, что подростки сейчас очень прагматичны. Они не меньше нашего ценят своё время и поэтому готовы говорить только про будущее. Степень прекрасного для них измеряется не опытом родителей, не количеством крутых дипломов, а возможностью признания среди сверстников и перспективой стать полезным. Ну и впоследствии богатым, конечно же.

Подросткам нужны или социализирующие программы — это про настоящее и про самовыражение. Или профориентационные — это про будущее

В своё время мы открыли студию «йо йо» — мода прошла, закрыли. Пригласили творческую танцевальную мастерскую «Русский FarFor» (уличные танцы) — в точку, аудитория выросла значительно. Потом пригласили студию капоэйры — направление тоже быстро стало популярным, как и современный танец (contemporary dance). Говоря о социализации — практически все традиционные направления показали рост посещаемости.

Что такое «социализация» и почему мы неправильно понимаем этот термин

В открывшейся в прошлом году на нашей площадке студии Киношколы имени МакГаффина подросток не просто снимает кино и ездит с ним на фестивали. Он проходит обучение по базовым творческим кинопрофессиям. В начале 2016 года мы открыли Московскую школу киномузыки Юрия Потеенко. Она специализируется на подготовке профессионалов в области музыки для медиа. В Музыкальной мастерской — тоже новое направление. Педагоги, развивая музыкальные и творческие способности детей и взрослых по авторской методике, учат писать хиты. В ДШИ такому не учат, и молодые родители это понимают, поэтому идут к нам. Открыли анимационные студии: успех «Маши и Медведя», «Смешариков», «Фиксиков», «Барбоскиных» многих вдохновляет. Работает экспериментальная студия аудиовидеотехнологий. В ней дают практические навыки работы с современными технологиями программирования звука, графики и видео, учат создавать интерактивные инсталляции. Ничто из этого может и не стать профессией будущего, но непременно расширит границы понимания своих возможностей.

Елена Мельвиль, директор Культурного центра ЗИЛ

Помещений для занятий у нас не так много — из 23 тысяч квадратных метров всего 5,8 полезной площади. Остальное: пролёты, лестницы, где сложно репетировать или учить. Но мы используем это пространство для организации бесплатных рекреационных услуг и сервисов. Организовали Wi-Fi, буккроссинг, стойки с прессой, теннисные столы, несколько вариантов общественного питания, коворкинг. Плюс у нас своя библиотека с фондом в 55 тысяч единиц и уникальным профилем комплектования по искусству авангарда. И в холлах всегда параллельно проходит несколько выставок.

Раньше детей на занятия практически всегда водили бабушки-дедушки, а сейчас — родители. Они перестали считать время в Культурном центре ЗИЛ потерянным

Мы активно развиваем программы и для аудитории пенсионного возраста. И это не только развлекательный досуг в виде концертов, танцевальных ретровечеров или традиционные занятия в хоре русской песни. Взрослые и пожилые тоже хотят говорить о будущем. Поэтому для них есть и юридическая клиника, и Вечерняя школа ЗИЛ, и даже модный подиум, на котором можно попробовать себя в качестве модели. И, конечно, компьютерные курсы.

Как научить ребёнка заниматься на онлайн-курсах

Все бесплатные программы — это отличный маркетинговый инструмент. Человек привыкает к нам ходить, понимает, что даже если он что-то купил, то минимум пять сервисов получит бесплатно. Он становится через такое культурное участие мотивированным «агентом ЗИЛа», агентом изменений города и страны. Это агент будущего.

Культурно-досуговая сфера уже четверть века остаётся без должного внимания со стороны органов государственной власти

На сегодня нет принятой и понимаемой концепции развития, а это главное. Социальная полезность клубной деятельности, которая очевидна, проявляется не сразу. Затраты на развитие окупаются через большие периоды времени. Поэтому при отсутствии четкой государственной стратегии возникает желание снизить эти расходы. Такая экономия проявится через определённый период времени, когда в стране настанет реальный дефицит людей, способных мыслить и создавать. И только тогда, возможно, будут приняты нужные законы, обеспечивающие финансирование конституционных прав.

Как сохранять сложную живую жизнь? Без энергии и воли сохранить, без ответственности за это решение — невозможно. Главное, жить будущим, видеть цель, а решение тактических задач — просто управленческая логика и некоторый опыт.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сергей Казарновский — о том, чем должна быть школа для ребёнка

7 студенческих протестов, изменивших мир

Почему лучше читать книги на бумаге