Кто и как может помочь школьнику, мечтающему о карьере в Google

Кто и как может помочь школьнику, мечтающему о карьере в Google

4 источника знаний для будущих IT-разработчиков
2 354
1

Кто и как может помочь школьнику, мечтающему о карьере в Google

4 источника знаний для будущих IT-разработчиков
2 354
1

Даже тот, кто не может отличить цикл от рекурсии и думает, что for и while — только английские предлоги, знает, что айтишником сейчас быть престижно, перспективно и прибыльно. И очень сложно. IT — та сфера, освоение которой требует максимум самостоятельности и инициативности. О том, как школьнику могут помочь родители, школа и хакатоны, рассказывают первокурсник факультета «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института Максимилиан Спиридонов и его преподаватель Александр Поповкин.

1. Родители

Максимилиан (Макс), студент:

Сразу хочу сказать, чего родителям делать нельзя, а именно — показывать код. Если только ребёнок не мыслит им лет с шести и уже в десять пишет по две-три программки на Pascal в день. Хорошо зайдёт графическая модель, созданная своими руками анимация — какой-нибудь Simple Example, в котором ребёнок разберётся за минуту. Лучше, конечно, самому родителю иметь базовые навыки программирования для того, чтобы наглядно ребёнку что-то показать. Ту же змейку на Basic, хотя это прошлый век.

Тут-то и можно конвертировать современное увлечение детей играми во что-нибудь полезное. До этого ребёнок был пользователем этого мира, а теперь увидел, как может стать его творцом. Нужно его зацепить, главное — подгадать момент, когда малолетний геймер подустал от игр. А он наступает практически у всех, поверьте.

Александр, преподаватель:

Я — ребёнок 90-х, когда об играх в России уже все знали, но никто их ещё не имел. Окей, имели, но их было очень мало. Мне в детстве, как любому другому ребёнку, хотелось поиграть в компьютерные игрушки, но в тот момент у нас с братом был лишь Spectrum ZX и пачка аудиокассет от Atari. И мама, видя наше увлечение, купила книжку — программирование на Basic для детей.

Так появился выбор: загружать с аудиокассеты игру в течение 3-4 часов (и прослушивать при этом звуки, как при подключении Dial-Up модема, подбирая громкость и тембр) или самим создать себе игру. Второй вариант тогда оказался проще. Моей первой игрой в возрасте 6 лет был Arcanoid, что и стало мощнейшим мотиватором. Видите, мамин поступок — подарить книжку по теме — оказался банальным, но эффективным.

2. Школа

Макс:

Классика, да. Не настраивайтесь на то, что школьные учителя пассивны и не хотят ничем дополнительно заниматься. На самом деле ой как хотят — им за участие учеников в конкурсах/конференциях/олимпиадах прибавка идёт. Так что имеет смысл попросить преподавателя по информатике показать хотя бы HTML или Pascal. Полноценных занятий может и не быть, а вот дополнительные домашние задания или мастер-классы точно перепадут.

Тут при переходе на новый уровень сложности может пропасть интерес — по себе знаю. Мне помогла наша преподавательница в IT-кружке. Сначала она нас учила красиво рисовать сайты, потом — Photoshop (да-да), а когда мы подросли, предложила изучать программирование.

Александр:

Энтузиастов среди учителей на самом деле много. На организованном недавно МАИ и Microsoft Student Partners геймджеме были такие команды учеников во главе с преподавателями. Последние рассказывали мне, что сами «тимбилдят» ребят, натаскивают их на решение задач. Так что всем желающим научиться программировать школьникам советую пообщаться с учителями по информатике. Как правило, учителя — народ продвинутый и жаждущий какой-нибудь интересной деятельности.

3. IT-школы и IT-курсы

Макс:

Я поучился в двух IT-школах и могу ответственно заявить: толку от них никакого. Учителя дают самые обычные знания, которые легко можно найти в любой книжке наподобие «Прогание для чайников». Дешевле её купить или скачать, параллельно просматривая ролики на YouTube. Впрочем, если в местном Дворце пионеров есть какой-то бесплатный (ну мало ли) или недорогой кружок, то имеет смысл в него походить. Мне, например, на базовом этапе такой кружок был полезен.

Что серьёзно поднимет уровень знаний (и затем поможет устроиться на работу), так это профессиональные курсы от топовых фирм. Например, в Москве существует ШАД от «Яндекса» или «Технопарк» от Mail.ru. Они, конечно, для студентов, но знать о них непременно нужно заранее.

Александр:

Я с уверенностью могу говорить о пользе ШАД — Школе анализа данных «Яндекса». Там научат программированию и хорошей базовой математике.

4. Хакатоны и геймджемы

Макс:

Это, безусловно, Last But Not Least, популярно, круто и полезно — если живёшь в Москве и Санкт-Петербурге. Я, например, родом из Калуги, и за всю свою школьную жизнь побывал только на одном хакатоне в нашем городе. Так что ребятам из российской провинции об этой модной теме пока можно забыть. В целом хакатоны не для школьников — сутки или двое суток подряд подростки не выдержат, да и родители не отпустят. Но если поблизости какой-то хакатон всё-таки организуют, то обязательно нужно на него заглянуть. Если нет, то идите банальным, но верным путём — конкурсы и олимпиады, в которых участвуют от школы. А недостаток круглосуточного кодинга и разработки с лихвой компенсируется в университете — студенты-айтишники не вылезают из хакатонов.

Александр:

Как университетский преподаватель я двумя руками за хакатоны: абитуриенты, которые в них участвовали, имеют более сильные стартовые позиции. Ведь это, пожалуй, единственная возможность для школьника научиться не просто программированию, а разработке целого продукта. Однако на сегодняшний день хакатоны (по крайней мере в России) всё-таки студенческая тема — наш маёвский геймджем скорее исключение. Формальных возрастных ограничений нет, но 24-48 часов проводить за разработкой для школьников очень тяжело. С другой стороны, если учесть, что нам пришлось раньше закрыть регистрацию из-за того, что офис Microsoft больше бы людей не вместил (а пришло к нам 140 человек), то понимаешь, насколько хакатоны и тем более геймджемы для школьников востребованы. К нам вот прибегали дети из 7-8 классов (это 14-16 лет) и писали за день неплохие раннеры на Unity.

Кстати, те же учителя-энтузиасты рассказывали мне, что сами ищут хакатон, регистрируются на него за месяц и начинают с командой школьников усердно к нему готовиться. Хакатон даёт шанс проконсультироваться с опытными разработчиками ведущих компаний. Короче, это чуть ли не единственный способ прокачать скиллы именно разработки, а не только кодинга. И если есть силы и возможность в нём участвовать, то упускать её точно нельзя.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему каждый ребёнок должен уметь программировать

«Майнкрафт» нон-стоп: как перестать бороться с ребёнком

Алена Владимирская: как выбрать профессию, которая не умрёт через 10 лет

К комментариям
Комментарии
(1)
Отправить
С удовольствием прочел очень интересную статью. Лишь хочу добавить, что программирование – это работа на клиента. Наиболее востребованы программисты, занимающиеся организацией взаимодействия в экономическом кластере (http://4plus5.ru/7_4.htm). В нем совершаются покупки и продажи программ В2В. Можно, конечно, заработ...С удовольствием прочел очень интересную статью. Лишь хочу добавить, что программирование – это работа на клиента. Наиболее востребованы программисты, занимающиеся организацией взаимодействия в экономическом кластере (http://4plus5.ru/7_4.htm). В нем совершаются покупки и продажи программ В2В. Можно, конечно, заработать самостоятельно, предложив рынку продукт. Но шансы хорошо заработать не больше, чем шансы получить хороший выигрыш в лотерею. И еще надо учитывать, что программа, как часть искусственного интеллекта, не случайно имеет тот же корень, что и искусство (http://wayconomy.ru/2variant/вар2_6.html ). И хорошо бы о нем иметь представления. Ведь рынки искусства и программирования не существуют друг без друга.
Показать полностью
Отправить
Показать все комментарии
Больше статей