«Ребёнка выдавливает из школы архаика и некомпетентность»
«Ребёнка выдавливает из школы архаика и некомпетентность»
«Ребёнка выдавливает из школы архаика и некомпетентность»

«Ребёнка выдавливает из школы архаика и некомпетентность»

Эксперты образования — о том, как внедрять новые технологии и стоит ли бороться с консерватизмом в школе

Татьяна Волошко

10.10.2016

Накануне Дня учителя за круглым столом в Московском городском педагогическом университете учителя, эксперты в сфере образования и журналисты поговорили о том, каким должен быть современный учитель, как сделать образование более универсальным, и обсудили обещание министра Ольги Васильевой вернуть общественно полезный труд. «Мел» записал самые важные тезисы дискуссии.

О новых технологиях в образовании

Татьяна Апостолова, историк, доцент, руководитель управления по связям с общественностью МГПУ

Татьяна Апостолова

Время явно убыстряется, это очень заметно, особенно в нынешнем десятилетии. При этом образование остаётся консервативной субстанцией. И не потому, что учителя консервативны, а потому, что ментальность быстро не изменишь. Кроме того, мы хотим, как всегда, всего и сразу: и технологизацию образования, и уже подготовленного к ней учителя, и чтобы содержание предметной области было на уровне современного научного знания. Всё и сразу в качественном виде воплотить сложно. Чтобы не отстать от передовых мировых трендов, видимо, нужно расставить приоритеты.

Современный учитель — это достаточно молодой человек, профессионально владеющий предметом и знающий о новейших достижениях в своей предметной области. Это хороший педагог и психолог, потому что классно-урочная система, как и проектная деятельность, требует и ещё долго будет требовать этих компетенций. Ну и ИКТ-технологии этот учитель постепенно осваивает. За ними будущее, и учитель это понимает.


Екатерина Рыбакова, основатель «Рыбаков Фонд»

Екатерина Рыбакова

Мы очень хотим повысить престиж учительской профессии и дать самым ярким педагогам возможность для роста. С этой целью и был запущен конкурс «I-учитель». Надеемся, он поможет выявить и поддержать тех учителей, которые в своей деятельности используют самые интересные инновационные технологии.


Александр Адамский, руководитель Института изучения проблем образовательной политики «Эврика», руководитель магистерской программы «Образовательная политика» МГПУ

Мы переживаем драматический, болезненный этап, когда инициатива в образовании переходит к учащимся: учиться становится важнее, чем учить.

Через 15 лет будет учреждаться конкурс не I-учитель, а I-ученик

Процесс появления новых инструментов образования перестал быть контролируемым: они появляются так часто, что перестают быть предметом естественного поощрения. Последние 30 лет были последним в истории периодом «тотального образования», которое формирует единые правила: «все должны учиться так». Сегодня главная способность учителя — воспринять эти изменения.

Ученики — о том, какие качества должны быть у настоящего учителя

Смена инструментов образования — это вечная тема. Но сейчас, в отличие от предыдущих эпох, цикл системных изменений происходит быстрее, чем заканчивается хотя бы один образовательный цикл. Может ли система в принципе к этому адаптироваться?

Мне кажется, что скоро мы придём к состоянию, когда эта проблема станет невыполнимой. Невозможно устраивать переквалификацию учителей раз в семь лет, в три года, в 70 дней. Задача адаптивности системы к этим переменам перестаёт быть актуальной.

Важно тут другое: дети разные.

Мы подходим к той степени персонализации, когда инструменты, какими бы хорошими они ни были, не гарантируют качество образования и не годятся для всех

Неоднородность, многообразие, вариативность подходов, а не постоянная системная адаптация к технологиям — это, скорее всего, тот магистральный путь, по которому может двигаться образование.


Павел Рабинович, советник ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Павел Рабинович (по центру)

Если новые технологии в образовании внедряются в отсутствие мотивации или потребности, то условная интерактивная доска будет выполнять роль в лучшем случае экрана, а в худшем — стенда для стенгазеты. Поэтому нужно двойное действие. Первое — внушить учителям, что новых форм организации образовательного процесса требует сама жизнь. И второе — нужно предложить удобный метод для их внедрения.


О консервативных тенденциях в образовании

Александр Адамский, руководитель Института изучения проблем образовательной политики «Эврика», руководитель магистерской программы «Образовательная политика» МГПУ

Александр Адамский

Я думаю, что сейчас предельная задача — удержать ребёнка в школе. «Магнитов» вокруг школы очень много, и они сильные. Есть выбор, где учиться. Правда, ребёнка оттуда выдавливает архаика и несоответствие компетенциям.

Александр Адамский — о том, почему нужно больше доверять детским ощущениям

Я сторонник того, чтобы ребёнок был в школе, потому что это «социальная ситуация развития», как говорил Выготский, незаменимый институт, где происходит развитие человека. Но дети разные. Кому-то больше подходит проектное воспитание, решение практических проблем. Кому-то ближе лекции, рассказы и ответы.

Пока мы не остановимся в поисках универсальных способов воспитания, я боюсь, что индивидуального развития не получится

Здесь нужна предельная ответственность школы, предельная ответственность учителя — не только в выборе средств, но и в критериях оценки и аттестации. Чтобы он не боялся начальника, инспектора или министра, а чтобы ориентировался на ребёнка и нёс ответственность перед семьёй, родителями и обществом.


Евгений Насыров, журналист, модератор дискуссии

Евгений Насыров

Новый министр образования Ольга Васильева пообещала вернуть общественно полезный труд, сказав, что «без трудолюбия, без навыков, которыми мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда — мы не можем жить». Лично мне не хотелось бы, чтобы мои дети оставались в школе и мыли полы, окна и так далее. Не хочется возвращения к школьной тряпке, обязаловке и вообще к архаике… А учитывая темп сегодняшней жизни и детскую занятость — тем более. Дети до ночи делают уроки, а между школой и домом ещё и в кружки какие-то ходят.


Екатерина Рыбакова, основатель «Рыбаков Фонд»

Екатерина Рыбакова

А что в этом плохого? Вот вы дома чем полы моете? Тряпкой. И дети это наверняка видят. У нас в семье четверо детей, и мы воспитываем их, приучая к труду. Не вижу ничего плохого в том, если школьники будут помогать учителю и мыть полы или парты.


Александр Черных, журналист «Коммерсанта»

Александр Черных

Да, но школа — это не дом. Кто из нас моет на работе полы? Это обязанности конкретных людей, и они получают за это деньги. И безусловно, нужны разграничения. Старшеклассникам этим вообще некогда заниматься. Никто не против протереть доску или убрать за собой мусор. Но это не может быть принудиловкой или наказанием, как часто бывало. Не школа должна приучить ребёнка к труду. Это задача семьи. И если родители думают, что школа должна выполнить их задачи, — они сильно ошибаются.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что изменилось в столичной системе образования за последние годы

15 вдохновляющих цитат для учителей

Кто прав — учитель или ученик? Как избежать школьного конфликта

Читайте также
Комментариев пока нет
Больше статей